Вуди Аллен / Woody Allen

Вуди Аллен (полное имя Хейвуд Аллен)  — продюсер, актер-комик, американский кинорежиссер, а также четырехкратный обладатель мировой премии «Оскар». Известен и как писатель: за свои 79 лет Вуди написал больше количество пьес и рассказов. Аллена, без сомнения, можно назвать мастером авторского кино.

Юные годы Вуди Аллена

Вуди Аллен с детства говорил на идише и первые восемь лет ходил в еврейскую школу, после чего перешел в старшую школу в Мидвуде. В школе парня прозвали «Рыжий» из-за его забавного оттенка волос.

«Когда родители отправили меня в многоконфессиональный летний лагерь, я был безжалостно избит детьми всех рас и религий».

Хотя потом этот образ прижился, и в своих фильмах Вуди изображал себя как человека слабого и хрупкого, которому было некомфортно находиться в больших компаниях. В школе Аллен увлекался спортом: отлично играл в баскетбол и бейсбол, также любил показывать уникальные фокусы, благодаря чему и был всегда окружен товарищами.

PicMonkey Collage

Чтобы заработать на жизнь, Вуди начал писать жутки для газетных изданий. Именно в этот период он прозвал себя Вуди Алленом. Как утверждает сам режиссер, его первая шутка была опубликована в разделе для сплетен. Она содержала труднопереводимую игру слов и дословно означала: «Вуди Аллен говорит, что поел в ресторане, где цены категории В. Ч. З. — выше человеческой зарплаты». Когда парню стукнуло шестнадцать, его талант неожиданно «открыл» комик Милт Кэмен, который устроил начинающего писателя-юмориста в популярное американское шоу к Сиду Сизару.

В семнадцать лет будущий актер сменил имя на Хейвуд Аллен.

Закончив старшие классы, Аллен поступил в Нью-Йоркский университет, где начал изучать курсы коммуникации и кинематографии. Вуди не особо старался, поэтому с треском «провалил» свой первый экзамен по кинематографии и через некоторое время был исключен. Позже он посещал Городской колледж Нью-Йорка, но и там не смог проявить себя с хорошей стороны.

Работа в литературе и театре

После череды неудач с Нью-Йоркским университетом и Колледжем Вуди окончательно осознает следующее: его настоящее призвание – смешить людей. Не долго думая, Аллен устраивается к юмористу Герберту Шрайнеру и начинает писать для него сценарии.

Уже в 1954 году он стал сценаристом популярных ТВ-программ, таких как: «Шоу Эда Салливана», «Час Сизара», «Вечернее шоу» и др.

За это время он смог увеличить свои заработки с 75 долларов в неделю до 1500 в «Часе Сизара». На протяжении нескольких лет Аллен работает вместе с опытным сценаристом телевизионных программ Дэнни Саймоном, братом популярного драматурга Нила Саймона. Позднее Вуди Аллен неоднократно выражал Саймону признательность за помощь в создании его собственного, уникального литературного стиля.

В 1961 году будущий режиссер создал новое амплуа, выступив в жанре «юмористической импровизации» в клубе «Дюплекс» в районе Гринвич Вилледж. В это же время он начал писать для популярного шоу «Скрытая Камера» и появляться в некоторых эпизодах программы.

Дебют в кино

Кадр из фильма "Что нового, киска?"

Первой работой Вуди в кино стала картина «Что нового, киска?» (1965). Аллена привлёк продюсер картины Чарльз Фельдман, поставив перед ним задачу доработать существующий сценарий фильма и переписать в нём главную мужскую роль, которая предназначалась Уоррену Битти. Аллену предоставили и собственную небольшую роль. Но в процессе переделки сценария Вуди немного укрупнил свою роль за счет роли Битти.

Сразу после «Киски» Вуди Аллен попробовал свои силы в качестве режиссёра в малобюджетном проекте под названием «Что случилось, тигровая лилия?», вышедшем в1966 году. Проект не был очень рискованным, так как Аллен не занимался съемкой полноценного нового фильма, а переозвучивал уже готовый японский шпионский боевик «Тайная международная полиция: Ключ от всех ключей» (Kokusai himitsu keisatsu: Kagi no kagi, 1965). Текст диалогов, сочинённых Алленом, не имел ничего общего с сюжетом фильма, и их сочетание оставляло комическое впечатление

1960-е и 1970-е: фарс, грубость и сарказм от Вуди Аллена

Первой попыткой был фильм «Хватай деньги и беги» (1969), затем последовали картины «Бананы», «Всё, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить», «Спящий», «Любовь и смерть». Фильмы «Хватай деньги и беги» и «Бананы» были созданы в соавторстве с другом детства Микки Роузом.

В 1972 Вуди Аллен сыграл главную роль в киноверсии спектакля «Сыграй ещё раз, Сэм», режиссёром которой был Герберт Росс. Все ранние ленты Аллена это комедии, которые основывались на грубоватом фарсе, изобретательных шутках, и саркастических остротах. Фильм «Энни Холл» немного изменил стилистику Вуди: появился более искушенный юмор и глубокие драматические элементы. В 1978 году Аллен получил четыре награды Американской Киноакадемии, в номинации «Лучший фильм», что было достаточно необычно для комедийной картины.

Кадр из фильма "Энни Холл"

Черно-белый фильм «Манхэттен», вышедший в 1979 году именуется как знак любви и уважения к любимому Нью-Йорку, город в фильме является таким же персонажем как и другие лица.

1980-е: ориентация Вуди на европейские работы

Фильмы Вуди 80-х годов (в том числе и комедии) начинают приобретать философские оттенки. В некоторых работах, таких как: «Сентябрь», «Воспоминания о «Звездной пыли», чувствуется влияние работ европейские режиссеров, например, Федерико Феллини и Ингмара Бергмана.

В центре фильма «Воспоминания о «Звездной пыли» находится успешный кинодеятель, сыгранный Вуди Алленом, который выражает презрение и негодование в отношении своих фанатов. Истощенный смертью друга из-за болезни, он говорит: «У меня больше нет желание снимать смешные фильмы», и начинает насмехаться над разными персонажами и людьми, присутствующими в картине, «особенно такими, каких снимал раньше». При желании фильм можно рассматривать как своеобразный ремейк картины Феллини «8 с половиной».

Федерико Феллини - главный вдохновитель для Вуди Аллена

В конце 80-х годов Вуди снял фильмы, которые были инспирированы фильмами Бергмана. «Сентябрь» — римейк «Осенней сонаты». Аллен также перенес множество элементов из «Персоны» в «Другую женщину».

1990-е: поиски новых стилей

В этот период режиссер занимается экспериментаторской деятельностью, играя со всевозможными стилями и демонстрируя при этом свою литературную начитанность и кинематографическую эрудицию. Его работы начинают приобретать оттенки других шедевров таких мастеров как Фринц Ланг, Орсон Уэллс, Чарльз Чаплин и др.

Фильм «Элис», сценарий которой Аллен готовил специально для Миа Фэрроу, производит впечатление современного варианта «Парижанки» Чарльза Чаплина (сам Вуди не раз утверждал, что всегда оставался неравнодушным к творчеству комика).

Черно-белый мрачный фильм «Тени и туман» с музыкой Курта Вейля 1992 года стал данью немецким экспрессионистам. Затем Аллен снял драму «Мужья и жены» 1992, которую достаточно неплохо оценили критики. Также картина получила две номинации «Оскар»: «Лучшая женская роль второго плана» — Джуди Дэвис и «Лучший оригинальный сценарий» — Вуди Аллен.

В середине девяностых режиссер вновь возвращается в привычное амплуа и начинает снимать более веселые фильмы, как например «Пули над Бродвеем» 1994 году, подарившие Вуди очередную номинацию на лучшего режиссера. Еще одна картина «Могучая Афродита» 1995 года – комедия, построенная по законам греческой трагедии, — принесла премию «Оскар» актрисе Мире Сорвино.

Кадр из фильма "Пули над бродвеем"

2000-е: долгожданный успех

В 2000 году Вуди снимает «Мелких мошенников». Это был первый фильм, снятый на студии DreamWorks. Картина получила неплохие оценки критиков и зрителей. Это позволило собрать «Мелким мошенникам» более 17 миллионов долларов США. Следующие фильмы Аллена были менее успешными: «Голливудский финал», «Кое-что еще», «Мелинда и Мелинда» собрали около 5 миллионов, к тому же получили негативные отзывы.

«Матч-пойнт» 2005 года, снятый в Лондоне, стал чуть ли не самым успешным фильмом Вуди Аллена за последние десять лет. Несмотря на очевидный самоповтор (все это мы видели в «Преступлениях и проступках») фильм получил неплохие отзывы. Главные роли исполнили Джонатан Рис-Майерс и Скарлетт Йоханссон. Картина получилась более мрачной, чем первые четыре фильма Вуди под эгидой DreamWorks. В «Матч-пойнте» Аллен решил сконцентрировать внимание на высших интеллектуальных звеньях Нью-Йорка и их коллегах в Лондоне. Фильм не похож на типичную критикующую сатиру Аллена, но при этом не оставляет без критики социальные сферы. Такой подход принес режиссеру неплохие деньги. Картина  заработала около 23 миллионов долларов в США и более 62 миллионов долларов за пределами страны.

PicMonkey Collage

2010-е: романтические комедии снова в силе!

В 2010 году выходит фильм под названием «Ты встретишь таинственного незнакомца» с Антонио Бандерасом, Джошом Бролином и Энтони Хопкинсом в главных ролях. Фильм стал чрезвычайно успешным, собрав больше 34 миллионов долларов.

В 2011 свет увидела романтическая комедия «Полночь в Париже» с Оуэном Уилсоном в главной роли. Фильм получил положительные отзывы, собрал невероятные 150 миллионов долларов, а также получил 4 номинации на премию «Оскар». 26 февраля 2012 году на церемонии вручения Вуди был в четвертый раз отмечен киноакадемией за лучший оригинальный сценарий, впрочем, он, уже по старой традиции, не явился в Лос-Анджелес. Также фильм получил «Золотой глобус».

Кадр из фильма "Полночь в Париже"

В 2012 году выходят сразу два фильма с участием Вуди – «Римские приключения» и «Париж-Манхэттен». В первом случае Вуди вновь занимал режиссерской кресло, а также, впервые с 2006 года появился в роли актера. В «Приключениях» ключевые роли исполнили Алек Болдуин, Джесси Айзенберг и Роберто Беньини. В другом же фильм Вуди воплотился в камео.

Еще один фильм, тепло принятый мировой кинопрессой, — «Жасмин» вышел в американский прокат 27 июня 2013 года под эгидой Sony Pictures Classics.

В 2014 году Аллен получил почетную премию «Золотой глобус» за жизненный вклад в мировое искусство.

Награды и премии Вуди Аллена

Ален ни разу не посещал церемонии награждения премией «Оскар», даже когда на премию номинированы его собственные фильмы. Полученные статуэтки Вуди передает родителям. Почти каждый его фильм номинируется в нескольких категориях на премию «Оскар» и другие.

Вуди Аллен на вручении награждений

Голливудские звезды считают честью сняться в фильмах Аллена. Майкл Китон, например, согласился сниматься в «Пурпурной розе Каира» за символическую плату (но в итоге режиссер предпочел ему другого актера).

Несколько фактов о наградах Вуди Аллена:

  • Картина «Энни Холл» 1977 года получила четыре премии «Оскар», в том числе как лучший фильм.
  • Аллен десять раз номинировался на премию «Золотой глобус».
  • В 1978 году Аллен был удостоен премии О.Генри за рассказ «Случай с Кугельмасом», опубликованный в жунрале «Нью-Йоркер» годом ранее.
  • Вуди дважды получил премию «Сезар» за лучший иностранный фильм: в 1980 за «Манхэттен», в 1986 за «Пурпурную розу Каира».

Трейлер к фильму «Магия лунного света» (реж. Вуди Аллен) (видео)