«Тщетная предосторожность» — затейливая история

Зрители Михайловского своими глазами могли увидеть премьеру балета «Тщетная предосторожность» за авторством хореографа Фредерика Аштона, которому помогли в Санкт-Петербурге воплотить идею в реальность мастер спектакля Майкл О’Хэйр и балетмейстер Михайловского Михаил Мессерер.

Давняя история

Балет имеет давнюю и интересную историю. Она берет свое начало в 1789 году непосредственно перед Французской революцией. Сюжет спектакля исконно пасторальный с комическим оттенком, но именно благодаря такому упрощенному сочетанию он и обессмертил свое имя в истории балета. Хореограф Жан Доберваль, автор этого произведения, поставил премьеру в Бордо и назвал ее «Балет о соломе, или От худа до добра всего лишь один шаг». Новизна спектакля заключалась в том, что главными его героями стали отнюдь не боги, как было принято в то время, а простые смертные, причем совсем не богатые, если не сказать круче. И пусть их образы были в достаточной степени идеализированы, суть от этого не меняется.

Сюжет протекает в вымышленной деревне, такой же идеализированной, как и ее жители. Мотивы и нравы всех ясны и прозрачны, и каждый элемент повествования, кажется, обладает изяществом.

Автор даже не мог знать, что запечатлел последние мгновенья того самого идиллического состояния, характеризующего 18-й век. Это время сентиментальности, восторженности, уюта и скрытого манящего эротизма. То самое время, когда «пастушеская пастораль» в живописи Греза и Буше переплеталась с «пастушеской поэзией» в комедиях Мариво.

Балет "Тщетная предосторожность"
Сюжет спектакля прост и незатейлив, однако зритель всегда в восторге

Названия разные, суть одна

Балет в его изначальном виде не сохранился, однако главная суть дожила до наших дней. Не дожило и первое название, сначала сменившись на «Худо сбереженную дочь», а потом уже на «Тщетную предосторожность». Первоначально балет был построен на народных песнях, после чего неоднократно менял музыку. В 19-м и 20-м веках было предпринято много попыток показать пасторальную деревню, однако одной из лучших попыток является полувековой давности версия из Лондона, к которой и обратился Аштон.

Сюжет балета предельно прост – простая девушка Лиза влюблена в такого же простого сельского парня Колена. В то же время ее мать, настоящее воплощение тирании, жаждет выдать ее замуж за молодого богатого соседа с придурью в голове. В результате после того, как Лизу и Колена случайно заперли в одной комнате, маме приходится в полушоковом состоянии разрывать помолвку с богатым женихом и спешно женить молодых влюбленных. Такой сюжет вряд ли привлечет нашего зрителя, как впрочем, и зрителя прошлых времен. Секретом успеха этого незамысловатого спектакля является его расслабляющая комедийная составляющая, где умиляет все и каждую минуту.

Николай Цискаридзе
Николаю Цискаридзе довелось поучаствовать в этом празднике жизни

Труппа, браво!

Стоит отметить отменные действия труппы, выдавшей великолепное действие. У нас принято танцевать размашисто, выписывать роли грубее. У артистов в Михайловском получилось эксцентричную составляющую с комедийной. Иван Зайцев, исполняющий роль Колена, был силен в прыжках и ловко держал в руках свою партнершу Анжелину Воронцову, игравшую Лизу – скромную внешне девушку, воспитанную в строгости, но при этом скрывающую свою истинную натуру. Тираническую мама Лизы сыграл Роман Петухов – сыграл по всем аштоновским канонам, причем так, чтобы никто не забыл о переодевании. Настоящий пример того, как мужчина должен играть женщину.

Во второй день его сменил Николай Цискаридзе, обучавший Воронцову еще в Большом. По его версии мама Лизы заботливая мать-одиночка, с непередаваемой мимикой раскладывающая пасьянс. Порцию заслуженных аплодисментов получил не только Цискаридзе, но и все артисты. Искренний восторг как взрослых, так и детей, стал настоящей наградой для тех, кто отдал всего себя в этом творчестве.