Тим Бертон – человек с совершенно особенным и неповторимым восприятием мира. Образы, создающиеся им, все его миры – они будто срисованы им с самого себя, они присущи лишь ему. Мрачному, меланхоличному, излишне сентиментальному неврастенику, успешно покорившему мир.
Детство Тима Бертона. Фотоаппарат – лучший друг
Тимоти Бертон появился на свет 25 августа 1958 года в городке Бербанк, штат Калифорния. Мать Джин имела свой магазин подарков, а отец – в прошлом бейсболист, работал в местном парке. Тим, подобно другим известным режиссерам, с раннего детства проявлял большой интерес к искусству создания различных фильмов. Так, он часто делал снимки, которые впоследствии объединял в покадровую анимацию (кстати, страсть к кукольным мультикам осталась с ним на всю жизнь). Восьмимиллиметровая камера, которая использовались большинством американских семей для съемок разных торжеств, была любимой игрушкой Тима.
Кино еще тогда стало для Тима чем-то совершенно особенным, оно буквально завораживало его возможностью попасть в кардинально другой мир, в котором все по иному, где все возможно. Юный Бертон обожал фильмы о монстрах, про Франкенштейна и Годзиллу, он мог ходить на одну картину десятки раз, раз за разом стараясь чувствовать волшебное ощущение причастности к магии кино. Тим рос замкнутой, меланхоличной личностью. Весь окружающий мир будто бы заключался внутри него, нередко прорываясь наружу под видом причудливых картин, он рисовал их десятками. В школе мальчик учился так себе, но в целом казался добрым, пусть и очень застенчивым юношей. Возможно — немного странноватым. Позже Тим перенесет свой образ изгоя-меланхолика на тысячи экранов со всего мира и станет любимым творцом миллионов зрителей.
«Нарисованные мной лисички выглядели, как перееханные машиной»
Закончив школу, Тим поступил в Калифорнийский университет искусств и начинает познавать тонкости профессии режиссера мультипликационных фильмов.
Это интересно: Сам Тим, говоря о периоде своего обучения, говорит, что ему не удавалось рисовать с натуры. Он не мог изображать симпатичных лисичек. Его зверьки «выглядели так, словно их переехала машина». Бертон нередко рисовал персонажей вообще без глаз в то время, как Диснею нужны были плаксивые глаза большого размера. Диснею всегда нравились мягкие, плавные линии. Линии же Тима были грубыми, отрывистыми.
Закончив университет, Тим углубляется в собственные проекты. Еще во времена сотрудничества со студией «Дисней Пикчерз» свет увидели первые фильмы Бертона. Он снял великолепный мультфильм «Винсент», где впервые ярко показал образ, которому будет суждено стать его визитной карточкой навсегда. Бледность, всклокоченные черные локоны, трогательная нелепость, сочетаемая с тенями по краям глаз… Мальчик, который живет в мире своих мрачных фантазий, воображает, будто он – Винсент Прайс (актер, нравившийся Бертону с детства). Кстати, именно Прайс читает в мультфильме закадровый текст – стих, написанный самим Бертоном. Мультик был черно-белым, и он выдержан полностью в той самой эстетике, что будет пронизывать знаковые картины Тима – например, «Бэтмен», «Эдвард Руки-ножницы».
От следующих предложений, какими бы они ни были, Тим не отказывался, справедливо рассуждая, что ему нужен опыт работы в большом кино для получения возможности двигаться к тем проектам, которые будут действительно интересны.
Необычный, противоречивый и успешный «Биттлджус»
Достаточно успешный молодой режиссер трудится над телефильмами, снимает короткометражки серии «Хичкок представляет» и получает первое предложение реализовать масштабный кинопроект «Битлджус» – довольно жутковатую комедию и параллельно фильм ужасов о молодой паре, которая вынуждена жить загробной жизнью на территории своего же дома, да при этом еще и бороться с демоном Битлджюсом. Были приглашены блистательные актеры – Вайнона Райдер, Майкл Китон и даже сам Алек Болдуин. Проект обошелся почти в 15 миллионов, совсем неожиданно принеся в прокате более 80. Сперва картина задумывалась, как трагическая драма о душах, не нашедших себе покоя на небесах. Но Тим на пару с Китоном сумели превратить ее в настоящую карусель сатанинского веселья с пошлятиной. Удивительно, но «Биттлджус» занял достойное место в музее мирового кино. Лента получила даже «Оскар» за самый лучший грим. Именно его успех помог Бертону перейти в статус режиссера, снимающего высокобюджетные фильмы.
Лучшие фильмы Тима Бертона. «Бэтмен»
Первым из них стал блокбастер 1989 года, ставший успехом всемирного масштаба и настоящей иконой для пары поколений фанатов комиксов. Это был «Бэтмен», вышедший в 1989 году. Проект реально поражал размахом: город Готем, полностью созданный в громадных студиях «Уорнер бразерс», крутые спецэффекты, колоссальный бюджет (говорят, около 50 миллионов, что рекорд для того времени), и масштабная рекламная кампания, равной которой тогда не было.
Результат сумел превзойти все ожидания – полмиллиарда прибыли и бесспорный статус культового фильма. «Бэтмен» конкурировал на равных со «Звездными войнами» и «Индианой Джонс» (самыми прибыльными тогда картинками) и занял третье место в этом почетном списке. Бертон своим «Бэтменом» определил направление развития блокбастеров на эпоху вперед. Это был визуальный шедевр, получивший «Оскар» за декорации, дизайн. Тим оказался на вершине голливудского Олимпа.
«Эдвард Руки-ножницы»
А в 1990-м вышел следующий знаковый проект Тима, названный «Эдвард Руки-ножницы». В нем Тим впервые сотрудничал с Джонни Деппом. Кроме того, была опять приглашена Вайнона Райдер и кумир Тима, Винсент Прайс. Многие уверены, что история странного парня-изгоя во многом автобиографична, то есть — Бертон показал в образе Эдварда самого себя. Винсент Прайс даже однажды так и заявил: «Тим – это Эдвард». Невероятно стильная подача, запоминающийся саундтрек Денни Эльфмана, а также поистине бессмертные образы главных героев – благодаря этому «Эдвард» стал одним из самых лучших творений Бертона.
Это интересно: Отдельно стоит рассказать о дружбе Тима и Джонни Деппа. После «Эдварда» один из лучших актеров современности еще не раз будет сниматься под чутким руководством Тима. Они станут лучшими друзьями, а позже Депп станет крестным отцом одного из сыновей Бертона.
Джонни Депп неоднократно говорил, что нет никаких сомнений в том, что его жизнь такая какая есть – только благодаря Тиму. Чего стоит только такое высказывание актера:
«Если Тим попросит меня заняться сексом с муравьедом – я без раздумий это сделаю».
А во вступлении книги «Burton on Burton» Депп написал:
«Что еще сказать о нем? Он мой брат, мой друг, отец моего крестника. Уникальная, храбрая душа, тот, ради кого я пойду на край света, и я знаю на сто процентов, что он сделает то же самое для меня».
«Бэтмен возвращается»
«Уорнер бразерс» остро нуждалась в блокбастерах. Боссы настаивали, чтобы Бертон снял продолжение «Бэтмана», которое просто обязано было стать более чем успешным коммерчески. И наш герой согласился – взяв обещание, что ему предоставят абсолютную свободу действий во время съемок, и не будут контролировать. Получился шедевр – фильм «Бэтмен возвращается», увидевший свет в 1992-ом, совершенно точно превзошел своего предшественника.
Злодеи – Денни Де Вито (роль Пингвина), Мишель Пфайффер (роль Женщины-кошки) и Крис Уокен (роль Макса Шрека) были неподражаемы, а картина вышла еще более мрачной и жестокой. Ее даже признали «чересчур страшной для детей». Триста миллионов, которые были заработаны в прокате, говорили о широчайшем признании. В талантливой подаче Бертона «Бэтмен возвращается» был обречен стать мегахитом.
«Сонная лощина»
И снова Джонни Депп в главной роли – на этот раз в великолепно реализованной фантасмагории о Всаднике без головы, который убивал жителей глухой английской деревушки. Ни один зритель равнодушным не остался — Бертон перенес классическое произведение Вашингтона Ирвинга на большой экран, сохранив всю гамму мистической жути, присущую оригиналу.
Визуальная сторона картины была уникальной – «Сонная лощина» получила «Оскар» за потрясающее художественное оформление. Красоту сцен трудно описать словами. Устрашающие кадры безголового всадника, который проносится на черном коне, реалистичные сцены последствий его атак в сопровождении музыки Эльфмана, поднявшего планку своего мастерства еще выше.
«Планета обезьян»
В начале двухтысячных Бертон выпускает роскошный ремейк классического фильма конца шестидесятых. В этот раз он укротил свою готическую фантазию – картина вышла сбалансированной и была на «ура» принята зрителями. А критики отметили бережное обращение Тима с первоисточником – произведением француза Пьера Буля. Почти стомиллионный бюджет был перекрыт сборами в 4 раза.
«Чарли и шоколадная фабрика»
В 2005-ом Тим снимает феерическую сказку, которая, опять же, являлась ремейком одноименной картины 35-летней давности. Созданный Бертоном мир раньше никогда не пестрил столь большим числом радужных красок.
Роль хозяина фабрики, на которой делают шоколад – более чем эксцентричного отшельника по имени Вилли Вонк, снова отводилась Джонни Деппу. Как обычно, он сыграл великолепно. Экранизацию делали с большим вниманием даже к малозначительным деталям. Этому способствовал невероятный, 150-миллионный бюджет. Единственное отличие – сцена, рассказывающая о детстве шоколадного магната. В оригинале ее не было, она стала данью воспоминаниям режиссера о своем детстве. В прокате «Чарли» собрал более полумиллиарда долларов.
«Труп невесты»
Закончив съемки «Чарли», Бертон начинает кропотливую работу над грандиозным мультипликационным проектом «Труп невесты». Тут он наконец вернулся к своему готическому стилю, горячо любимому всеми верными поклонниками Тима. По сюжету, молодой человек попадает в преисподнюю, где женится на уже мертвой девушке.
Это интересно: «Труп невесты» — вещь уникальная: мультфильм являлся кукольным (это в эпоху всеобщего использования компьютерных спецэффектов!). Ну а уровень исполнения – просто удивителен! Создатели сняли за один год почти 110 миллионов кадров. Лишь чтобы заставить одного персонажа моргнуть, нужно было сделать 28 фото цифровой камерой, после чего – смонтировать их.
Стоимость проекта – 40 миллионов. И каждый цент того стоит! Очень тяжело поверить, что перед нами — не компьютерная графика, а самые обычные куклы со скелетами из проволоки, ожившие благодаря работе пары десятков аниматоров. Отметим, что дизайн ключевых персонажей был создан лично Тимом.
Роли озвучивались еще до начала съемок. Поэтому, специалисты тщательно подстраивали под записанный текст самые мелкие детали мимики. Итог снова превзошел ожидания: «Труп невесты» — самый на сегодня совершенный кукольный мультик за историю существования кинематографа. Сделать лучше просто нельзя. Озвучивали же персонажей Джонни Депп на пару с Хеленой Бонэм-Картер. Вскоре этот же дуэт исполнил главные роли в новой работе Тима – в картине «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит».
«Алиса в стране чудес»
Затряслась земля, ударил гром… И в 2010-ом году потрясенный зритель увидел, наверное, главное творение (как минимум – по масштабам) от одного из величайших режиссеров. Проект «Алиса в стране чудес» — грандиозен по амбициозности. Его снимали в 3D, бюджет составил 200 миллионов. Тем не менее, кассовые сборы перекрыли предыдущие рекорды Тима, превысив отметку в 1 миллиард долларов! Проект собрал лучших из лучших – Джонни Деппа, Хелену Бонэм-Картер, Данни Эльфмана. Финансирование не ограничивали. И непревзойденный сказочник Тим Бертон в очередной раз удивил мир.
Вышло кое-что экстраординарное: то, как автор увидел и показал классических персонажей Кэрролла – поражает даже искушенное воображение. Ну а само зрелище, безусловно, не похоже на что-то виденное зрителями ранее. Для съемок построили только 3 декорации – остальное было нарисовано с нуля с использованием самых совершенных технологий, наличествующих в Голливуде. Уникальный мир, описанный Кэрроллом – парадоксальный и противоречивый, после прохождения через буйное воображение Тима, преломился еще больше, сразив наповал всех критиков.
Видео. Трейлер к фильму «Алиса в стране чудес»
Личная жизнь Тима Бертона
С 1989 по 1991 Тим Бертон был женат на немецкой художнице и фотографе Лене Гейске. С 1992 по 2001 год дамой его сердца была модель, художница и актриса (благодаря Тиму) по имени Лиза Мари. Лиза снялась во множестве фильмов Тима за время их отношений. Молчаливая инопланетная шпионка с невероятной фигурой в картине «Марс атакует!» — это именно она. Отметим, что в суде Тима обязали выплатить экс-супруге компенсацию в размере 5,4 миллионов.
Это интересно: В 2005 году Лиза Мари с аукциона продала остававшиеся у нее личные вещи Бертона, чем очень огорчила режиссера.
Порвал же с Лизой Тим ради своей музы и любимой актрисы — Хелены Бонем-Картер. Познакомились они еще во время съемок «Планеты обезьян» и с тех пор не расставались. У пары – 2 сына, Билли Рэй и Нелл. Крестный отец Нелла — Джонни Депп.