Сёстры Кутеповы: две дороги, два пути

Полина и Ксения Кутеповы

Полина и Ксения Кутеповы, так уж сложилось, и в личной жизни, и в профессии вышли «из одной колыбели» — две судьбы с похожей биографией! Творческие пути актрис поражают синхронами и фантастическими перекличками. 1 августа заслуженные артистки России отпраздновали сорокапятилетие, что уж совсем не укладывается в голове. И Ксения, и Полина — необычайно хороши, вот только каждая — по-разному, на свой манер. Их можно сравнить с героинями детской сказки «Королевство кривых зеркал» Олей и Яло: поразительная похожесть, но с точностью до наоборот. Кутеповых, конечно, по закону жанра меняли местами: театральный отец Пётр Фоменко мог разразиться учительской тирадой Полине, не подозревая, что перед ним Ксения, и даже родная мама в телефонной беседе периодически принимает одну за другую. Но внимательному взору открываются тысячи нюансов: Полина — обладательница звонкого голоса и мягких ренессанских черт лица, у Ксении облик на порядок прорисованнее, а голос более глуховатый, с хрипотцой; из двух сестёр более закрыта Полина, однако именно ей первой кинематограф открыл объятия …

Звёздное дабл-досье

ФИО Кутепова Полина/Ксения Павловна
Возраст 45 лет
Дата рождения 1 августа 1971 года
Род деятельности Актриса театра и кино
Семейное положение Полина: в браке с театральным режиссёром и педагогом Евгением Каменьковичем; Ксения: замужем за кинорежиссёром Сергеем Осипьяном
Хобби/увлечения У Полины — флористика, литература, путешествия; у Ксении — плавание, литература, мода
Рост 165 см.
Вес 55 кг.
Цвет глаз Серо-голубой
Цвет волос Рыжий

Двое из ларца: детство и прочие факты биографии

Примы Мастерской Петра Фоменко появились на свет в интеллигентной московской семье. Будущий инженер-астрофизик Павел завоевал сердце первой красавицы курса — Надежды. У супругов с разницей в три года родились девочка Злата и близняшки — Поля и Ксюша. Авторитет старшей сестры долгое время был непререкаем, а «младшенькие» в раннем детстве отличались скромностью и застенчивостью.

Девочкам, привыкшим к обществу друг друга, коммуникация с окружающими порой давалась нелегко: иногда они путём жеребьёвки решали, кому придётся что-то узнавать на улице.

И всё-таки рохлями маленькие Кутеповы не были — в патовых ситуациях готовы были отстаивать честь кулаками. Боевым звеном в паре была младшая на двадцать минут Полина, Ксения в детские годы чаще брала на себя роль парламентёра. Старшая сестра Злата ходила в театральную студию, а потом весь свой опыт применяла на Полине и Ксении — девочки устраивали на даче театральные капустники и вечера. И всё же театром Ксюша и Поля в детстве не прониклись — их занимали танцы, а позже — занятия в детской киношколе.

Кутеповы признаются, что один бездарный спектакль может убить у ребёнка всю потенциальную симпатию к театру. Сами Кутеповы в детстве мало ходили в театр, в основном — по школьной разнарядке на сомнительные постановки.

Семилетний сценический стаж в составе ансамбля имени Локтева пошёл в копилку: девочки выступали в огромных залах перед большой аудиторией. Следующей ступенью был приход в детскую киношколу при Дворце пионеров — здесь Кутеповы попали под крыло педагога Аллы Степановой, которая сыграла большую роль в формировании их эстетических взглядов. Однажды фотографии улыбчивых рыжуль попались на глаза «мосфильмовским» ассистентам по актёрам — так Кутеповы оказались на съёмках фильма «Василий и Василиса». Девочек первый опыт немного разочаровал: играя экранных дочерей Ольги Остроумовой и Михаили Кононова, приходилось всё время что-то изображать. А однажды они стали жертвами актёрского метода Кононова: по сценарию девочкам нужно было заплакать, чего сделать никак не получалось, тогда киношный папа неожиданно накричал на них.

Фактурные «лисички — Полина и Ксюша
Кадр из фильма «Рыжий, честный, влюблённый…»

История Кутеповых закрутилась в следующую спираль: смешливых сестричек заприметил Юнгвальд-Хилькевич и снял в музыкальном фильме «Куда он денется!». Поучаствовали юные актрисы и в одном из выпусков передачи «Будильник»: играли в телеспектакле «Приключения Алиски в Вообразилии». В 1984 году знаменитый создатель «Буратино» и «Красной Шапочки» Леонид Нечаев вызвал Кутеповых на съёмки в Минск: там он снимал детскую сказку о взрослых чувствах «Рыжий, честный, влюблённый». Кутеповы играли лисичек, которые всё время подстрекают главного героя. В том же 1984 сёстры приняли участие в фильме-спектакле «С нами не соскучишься». То, что с близняшками скука была исключена — неоспоримый факт. Их непосредственность порой обращалась курьёзными моментами в жизни. Сестра девочек Злата училась в гуманитарной школе, которую очень любила и всячески нахваливала, и девочки в один прекрасный день просто стали ходить в эту 68-ю школу. Через несколько дней несанкционированного обучения энтузиастов вызвал к себе директор и задал резонный вопрос: кто они, — документы Кутеповы как-то не подумали забрать с предыдущего места.

Полина и Ксения долгие годы сохраняют глубокую ментальную и эмоциональную связь, а вот привычки и предпочтения у них во многом не совпадают: Полина любит солнечную Италию, Ксении ближе романтика Франции, самым комфортным местом для домашних репетиций Полина считает душевую комнату, а Ксения учит роли в машине.

Счастливый случай. ГИТИС

В 16 лет девочки простились со школой и почему-то подали документы в театральные вузы столицы, а не во ВГИК. На прослушиваниях в ГИТИС члены приёмной комиссии шептались: «Ну, зачем две-то?» На этот вопрос мог ответить единственный человек — Пётр Фоменко, который как раз набирал собственный курс. В его природе было спорить с «партийным большинством», идти наперекор формальностям. Взять на курс, рассчитанный на пять женских мест, двоих внешне одинаковых мог только он — и Пётр Наумович это сделал. И даже средненькое парное чтение стихов Хармса его не смутило — в Кутеповых он увидел актёрское начало и не ошибся. Сёстры по конкурсу прошли также на курс Леонида Хейфеца, но внутренний голос шепнул идти к Фоменко. Полина в интервью не единожды признавалась, что осознание профессии к ней пришло на третьем году обучения, до этого они с сестрой были исполнителями без собственной наполненности, ну, а любимый Фоменко относился к ним, как к неоперившимся птенцам. Родом из хорошей детской — говорил про них «Фома».

Ксения открыто признавалась, что считает режиссёрский факультет ГИТИСа — лучшим местом в России для становления актёров.

Почему именно режиссёрский набор 88-го года вырос в самостоятельную творческую кузницу, аналогов которой до сих пор не появилось? Талантливые энтузиасты создали экспериментальный театр, в котором зрителю всегда оставляли надежду, а спектакли рождали радость и восторг. Дипломные работы «фоменки» стали выпускать уже со второго курса, к выпуску в их арсенале было четыре постановки – «Двенадцатая ночь», «Владимир 3й степени», «Волки и овцы» и «Приключение».

Ксения с любимым учителем — Петром Фоменко
Кутеповы очень трепетно относятся к памяти своего театрального папы, и всегда подчёркивают: их успех без Фоменко был бы невозможен

Дом, в котором живут актрисы Кутеповы

Театральное счастье Ксюши

Два года курс Петра Фоменко был передвижным, балаганным театром, позже пристанищем идейных «фоменок» стало здание бывшего кинотеатра «Киев», и только в 2008 труппа получила отдельное шикарное «жильё» с видом на Москва-реку. Ксения была занята во всех четырёх спектаклях, из которых вырос будущий театр. Колоритную Мурзавецкую в «Волках и овцах» она играла долгие годы. Секрет этой инсценировки Островского — в личности режиссёра, убеждены сёстры: Фоменко создал вневременную историю, в которой добро и зло существуют бок-о-бок и местами мимикрируют друг в друга. Признание в театральных кругах настигло Ксению уже в 22 года: за роль в спектакле «Шум и ярость» она удостоилась премии Владимира Высоцкого. Первая для актрисы трагическая роль, первый спектакль «Мастерской» без лёгкой паутинки восторга в драматургии Фолкнера и режиссуре Женовача.

Полина и Ксения Кутеповы
Когда сестра — актриса

Ксения признаётся, что в профессии весь её бытовой флегматизм и несобранность куда-то улетучиваются: она страстно отвоёвывает право на своё видение и постоянно пребывает в режиме стопроцентной включённости.

Пара проходных работ — и снова полное погружение в материал. Спектакль «Таня-Таня» излюбленного драматурга «Мастерской» Оли Мухиной — первая попытка одолеть современную прозу. История любви, рассказанная в песнях, наполненная иллюзиями и верой в счастливый финал, стала бесспорной победой режиссёра Фоменко и актрисы Кутеповой. 1996 год в театральной летописи Ксении оставил ещё один яркий след — она сыграла тургеневскую Лизавету Богданову в постановке «Месяц в деревне» режиссёрского пера Сергея Женовача. Театральная богема высоко оценила работы Кутеповой: за роль в «Тане-Тане» она получила приз на фестивале в Польше, а по итогам 1995–1996 театральных сезонов «Комсомольская правда» назвала её лучшей актрисой года. Дальше — больше: «Чайка», премия Станиславского и почётное звание Лауреата Государственной премии — в период с 2000 по 2002 год Ксения собрала роскошный букет наград благодаря спектаклю «Семейное счастье». Свою «Машу» Ксения на сцене «Мастерской» играет уже шестнадцатый год. С фирменным «лёгким дыханием» актриса рассказывает драму молодой девушки, утратившей жажду жизни и растворившейся в однообразии. В 2004 в репертуаре актрисы появилась чеховская Ирина Прозорова.

Ксения вспоминает, что в этом спектакле «Фома» дал актрисам свободу самовыражения, привлёк к соавторству, к чему внутренне ни Кутеповы, ни Галина Тюнина не были готовы.

Совместно с Полиной и Галиной Тюниной, исполнявших роли Маши и Ольги, актриса в 2005 получило «Хрустальную Турандот». Знаковой ролью стала для Ксении Гальпетра в постановке Евгения Каменьковича «Самое важное», и участие в парадоксальной детективной истории «Летние осы кусают нас даже в ноябре».

Ксения Кутепова в спектакле «Семейное счастье»
В отмеченной профессионалами работе «Семейное счастье» опорой была драматургия Толстого и режиссура Фоменко

Театральное счастье её сестры

Полина Павловна в кино «расцвела» много раньше сестры, а своё право выходить на сцену «Мастерской» доказывает каждой новой работой, а их у неё целых 25! Впрочем, сказать, что Полина «берёт» количеством вряд ли кто-то осмелится: награды всех рангов и мастей говорят сами за себя. Причём завоевательницей она никогда не была: тонкая душевна организация не позволяет. С сестрой Полина выходила на сцену, помимо «Трёх сестёр», в спектаклях «Волки и овцы», «Месяц в деревне», «Шум и ярость» и других. Сегодня «лист ожидания» на спектакли с Полиной расписан на год вперёд. За роль Верочки в постановке «Месяц в деревне» Полина была удостоена премии «Кумир», работа в спектакле «Египетские ночи» была отмечена премией «Женское лицо года» в 2002 году. «Варвары», «Безумная из Шайо» – Полина играла самозабвенно и даже признавалась, что в какой-то момент её жизнь практически полностью ограничилась театром. А награды так и сыпались, среди них есть даже поэтическая премия имени Веры Холодной «И божество, и вдохновение…»

Даже у такой преданной театру актрисы есть увлечения «на стороне»: Полина выращивает орхидеи и обязательно привозит из заграничных поездок стереоскопические фотокарточки начала 20 века.

У Фоменко Полина блистала, помимо «сестёр», в локальной инсценировке «Войны и мира» — спектакле «Война и мир. Начало романа». Но, наверное, самые яркие театральные победы Полины напрямую связаны с нынешним худруком «Мастерской» — режиссёром и, по стечению обстоятельств, супругом Евгением Каменьковичем. В спектакле «Самое важное» Полина воплощала нескольких персонажей. Но настоящим прорывом и творческим экспериментом стал спектакль «Улисс» по прозе обожаемого Полиной Джеймса Джойса. Спектакль — рекордсмен по продолжительности среди всех постановок труппы. У Полины — сложная роль, длиной в шесть часов практически в режиме реального времени. Один день из жизни ирландской женщины и жены потомка гомеровского Одиссея Блума Полина проживает подлинно в каждом повороте головы и взмахе ресниц, а сорокаминутный монолог героини — моральный эксгибиционизм, который восхищает и поражает…

Полина признаётся, что в её расписании есть особенный день — день Джойса. Его она практически полностью проводит в подготовке, а потом на сцене, исключая что-либо ещё…

В спектакле «После занавеса» Полина превращается в анемичную чеховскую Соню — героиню «Дяди Вани». Полина — прима тонкая и интеллигентная, её крайним работам на сцене может позавидовать любая актриса: она играет мечтательную Сашу в «Фантазиях Фарятьева» и женщину, из которой выхолощена поэтичность, а главная её цель — удержаться за жизнь в недавней премьере — спектакле по Брехту «Мамаша Кураж».

Полина Кутепова в образе Молли Блум, спектакль «Улисс»
Инфернальная и пленительная… В театре Кутеповы давно существуют вне рамок амплуа. Спектакль «Улисс»

Мастерская «кино»: фильмография

Часть первая — Полина

В кинематографе дистанция между сёстрами долгое время была приличной: опережала Полина. В искусстве, где руководят типажи, мягкое обаяние Полины оказалось более востребованным, чем утончённость Ксении. Своим «крёстным отцом» Полина считает режиссёра Георгия Данелию. В 1994 году она снялась у него в роли обаятельной дурнушки Насти, которая магическим образом превращается в роковую красотку. Сотворчество Данелии и Полины Кутеповой продолжилось и в следующей картине мэтра «Орёл и решка». В роли скромницы Зины, которая привлекла главного героя своей преданностью мужу-зэку, Полина была обворожительна — так сочли и жюри Гатчинского фестиваля и дали актрисе приз. В этом же 1995 году Полина играла сладострастную распутницу в экранизации Фёдора Сологуба «Мелкий бес». Кутеповой везло на режиссёров: Данелия, Досталь, Хван… В 1996 Полина вместе с сестрой были утверждены в фильм Семёна Арановича «Агнус Дей», но проект не был закончен из-за смерти режиссёра.

Кутеповы снимались у самого Годара: новелла называлась «Наша святая Русь».

Детективный триллер «Умирать легко» стал интересным опытом для Полины: в дуэте с Александром Лазаревым удалось создать тонкие и продуманные образы, но большого успеха фильм не имел. В начале «нулевых» она много снимается и даже участвует в озвучании мультипликационных фильмов. Выходят сериалы «Штраффбат», «Всё золото мира». Случаются удачи и в полном метре: к таким можно отнести драму Ивана Соловова «Отец» и историю морального разложения от Сергея Крутина «В Париж!». На экране Полина воплощает образ настоящей женщины, от которой, несмотря на ворох проблем, глаз оторвать сложно. В 2009 Полина сыграла в камерной остросюжетной картине Павла Руминова «Обстоятельства»: история об отношениях полов, нашпигованная невероятными вводами и предлагаемыми обстоятельствами, получилась оригинальной и яркой.

Полина Кутепова и Михаил Крылов в картине «Обстоятельства» (2009)
«Обстоятельства» — эксцентричная комедия на детективной «закваске»

В 2009 Полине предложили сразу два образа в экранизации Бориса Акунина «Пелагия и белый бульдог» — хитроумной монахини и обворожительной сыщицы.

Сначала режиссёр сериала Юрий Мороз планировал, чтобы героиню в личине привлекательной сыщицы исполнила Ксения, но позднее отказался от затеи.

Сам Акунин восхищённо высказывался в адрес актрисы: помимо прочего, он говорил, что даже риза не в силах скрыть манкость и женственность актрисы. Профессиональная похвала в киносообществе выразилась в «Золотом орле» за лучшую роль на телевидении. Кутепова органично вписывается в любую эпоху и во все времена: в сериале Зиновия Ройзмана «У каждого своя война» актриса сыграла женщину, вынужденную наступить на горло собственным чувствам, сделать выбор в пользу детей. В последние годы Полина мало снимается — просто нет предложений, которые по размаху и глубине могли бы сравниться с тем, что она делает в театре. Исключение, пожалуй, картина «Дом ветра», вышедшая в 2011 году. История в конвейере попкорновских картин исключительная: простая дворничиха, потерявшая единственного сына, пытается заполнить зияющую в душе пустоту с помощью маленького брошенного ребёнка. Но это фильм не про грусть и подаренную надежду, он — про попытку быть счастливым, трагическую: ребёнок неизлечимо болен… Начиная с 2013 года Полина много работает в озвучании, а в прошлом году, исключительно собственными силами, выпустила аудиокнигу старинных английских сказок – «Три умные головы».

Режиссёром в свой дебютный продюсерский проект Полина пригласила сестру Злату, а «голосом» книги, помимо самой Полины, стал коллега по театру — Анатолий Горячёв.

Самая свежая актёрская работа Полины — в короткометражке «Четвёртый», лента была представлена публике на нынешнем Московском кинофестивале. Кинопремьеры от Полины — довольно редкое явление, тем ценнее они зрителю.

Полина Кутепова в фильме «Настя»
Гланое для актрисы — найти своего режиссёра: в кино для Полины им стал Георгий Данелия

Часть вторая — Ксения

Ксюша, Ксюша…юбочка из плюша. В кино Ксюша дебютировал в 10 лет, были сыграны первые детские роли, закончились времена ГИТИСа, но своего Данелию Ксюша не встретила, полностью переключившись на театр и оставив рефлексию слабым духом. Маленькие роли в «Прогулке», «Мелком бесе» абсолютно не раскрыли её. Это сделала режиссёр Вера Сторожева, когда пригласила её в атмосферный фильм «Путешествие с домашними животными». История женщины, живущей на безлюдном полустанке, отстранённой, но внутренне стремящейся к любви стала настоящим событием, а работа Ксении была отмечена на нескольких кинофестивалях. Вера, как никто другой, поняла актёрскую природу Ксении. Через два года, в 2009 Сторожева сняла Ксению в импрессионистской картине «Скоро весна». Ксения играла матушку, устраивающую свою жизнь на полудостроенном монастырском подворье.

Саму себя Ксения называет жуткой растеряхой. Однажды она положила на крышу своего авто несшитый сценарий, который обещала прочесть, — обещание выполнить так и не удалось.

В фильмографии Ксении особенное место занимают картины её супруга Сергея Осипьяна – «Явление природы», «Парень с Марса» и недавно вышедшая короткометражка «Лунатики» — переложенный на язык кино спектакль «Мастерской» «Тополя». Ксения чаще сестры пробует себя в авторских малобюджетных проектах: в её фильмографии несколько короткометражек — «Запись» Оксаны Бычковой, «Из Токио» Алексея Германа-младшего. Картина главного маргинала современной драматургии Ивана Вырыпаева «Танец Дели» стала вызовом и провокацией: актрисе интересно было искать с режиссёром новый киноязык. На фестивале в Гатчине она была отмечена призом «За лучшую женскую роль». В сериале Ильи Малкина «Без свидетелей» (2012 г) Ксения сыграла практикующего психотерапевта со своим «скелетом в шкафу»: в прошлом её героиня сама была в кресле пациента. Одна из последних киноработ актрисы — в экранизации книги о геологах-разведчиках, поставленной режиссёром Мельником. «Территория» — история бесстрашных мужчин, рассказанная голосом Ксении: её героиня в итоге влюбляется в одного из отважных покорителей Севера.

Музыка кино — фильм «Путешествие с домашними животными»
Анемичная красота и отстранённость Ксении в картине «Путешествие с домашними животными» покорили жюри нескольких фестивалей

Самое важное: личная жизнь

О своей жизни за пределами кино или съёмочной площадки Кутеповы не любят распространяться, объясняя это отсутствием душераздирающих драм, которые так интересны прессе. Всё просто. Сёстры давно и счастливо замужем: Ксения — за кинорежиссёром Сергеем Осипьяном, Полина — за театральным мэтром Евгением Каменьковичем, который, между прочим, теперь орденоносец: худрук «мастерской» награждён медалью 2-й степени «за заслуги перед Отечеством». Свадьбы сёстры сыграли практически синхронно: разминулись на пару месяцев. И с мужьями познакомились ещё в ранней молодости обе. Полина уже на втором курсе поняла, что пропала: влюбиться в педагога — тривиальная история, а вот создать с ним крепкий творческий и семейный союз — случай, каких немного. У Кутеповой с Каменьковичем получилось.

Сами актрисы изумляются, когда им говорят о поразительном внешнем сходстве: они-то считают, что совершенно разные…

Знакомство Ксении с будущим супругом вросло из «профессиональной необходимости». Молодой Серёжа Осипьян приходил с камерой из Дома кино снимать занятия на «особенном» курсе Фоменко, позже — делал дипломные с участием Кутеповых, а ещё спустя несколько лет вдруг, словно после удара молнии, ощутил невозможность жизни без Ксении… Полина из сестёр первой стала мамой: в 1997 году у неё родилась дочь Надежда. Девушка пока не приросла кожей к актёрской профессии, но Полина не исключает этого в будущем. Ксения становилась мамой дважды: в 2002 на свет появился сын Василий, в 2005 — дочь Лида. Для обеих сестёр материнство — это возможность заново пережить детство. Солидарны Кутеповы и в вопросах приоритетов: семья или актёрство — такого выбора перед ними не стояло. Но и совмещая, всё равно приходилось жертвовать: Полина, например, уже с двухмесячной дочерью была на гастролях в Женеве. Ксения рассказывала, что полноценного «декрета» у неё не случилось: с Васей «бездельничала» месяцев пять, с Лидой — всего пару.

Фото: Две судьбы

Сёстры Кутеповы — чуть ли не единственный в мировом кинематографе случай, когда актрисы-близнецы совпадают в степени мастерства и мере таланта. Парадокс: в интервью и Полина, и Ксения раскрываются и становятся словоохотливее, когда речь заходит о сестре… Уж тут они не скупятся на прекрасные оценки, и в этом нет ни наигрыша, ни фальши.