Пьяная цензура

6 мая МХТ продемонстрировал премьеру спектакля «Пьяные» от Виктора Рыжакова по пьесе Ивана Вырыпаева. В нем были сделаны изменения, которые избавили постановку от нецензурной составляющей и обеспечили соответствие только что вышедшему закону о запрете мата.

Проба Вырыпаева

Для Ивана Вырыпаева этот текст стал дебютным в плане постановки на большой сцене. Он был написал по заказу дюссельдорфского театра «Шаушпильхаус», где и увидел впервые свет. Премьера в Москве является копией немецкого показа, только с некоторыми изменениями. Понятное дело, что уровень оснащенности МХТ не такой, как в Дюссельдорфе, но зато актеры московского театра могли привнести своей игрой что-то новое.
Перед премьерой прошел слух, что художественный руководитель театра Олег Табаков попросил избавить пьесу от нецензурных выражений. На самом деле все было проще, Рыжаков достиг договоренности с Вырыпаевым, что вместо крепких выражений появятся многозначительные паузы или диалоги с нарочито подчеркнутой вежливостью. Ставка себя оправдала, и остроумный текст стал еще привлекательнее и смешнее.

Пьеса обладает типичным почерком Вырыпаева. Герои с самыми обычными именами живут в хорошем обществе и говорят правильными словами. Правда, на этот раз автор постарался избавить реплики персонажей от излишнего пафоса, который в последнее время стали подмечать. Для достижения этой цели необходима была отстраненность, которая была достигнута за счет состояния опьянения.

Олег Табаков
Олег Табаков

Мир пьяными глазами

Пьеса состоит из двух частей, которые Рыжаков превратил в два совсем разных акта. В первой части все хаотично, начиная от наклонной плоскости и заканчивая перевернутой мебелью. Состояние героев далеко от трезвого, да и сами они выглядят не совсем разумными людьми, больше клоунами, марионетками, призванными показать мир глазами выпившего человека. Они ведут себя резко, кричат, вытворяют странные вещи и превращают сцену в настоящий цирк. Любопытно, что именно такое проявление в театре любимо Вырыпаевым меньше всего. Но в этом случае жертва была принесена сознательно, чтобы показать несуразность этого мира, который уже давно не настоящий. Герои забывают все – свои имена, родственников и обещания. В какой-то момент появляется мысль о том, что каждый из живущих может быть Богом и может услышать его в своем сердце. Важно не принимать это за чистую монету. Это всего лишь пьяная феерия, а не проповедь.

Иван Вырыпаев
Иван Вырыпаев

Пробуждение

Вторая часть разительным образом отличается от первой. Наклонную плоскость сменяет горизонтальная, хаос исчезает, сцена заполняется водой, в которой бродят герои. Это олицетворение возвращения в реальный мир, где герои смывают с себя грим и парики и пытаются обрести себя и друг друга. Грани стираются полностью, и люди разных профессий и разного полета могут говорить на одном языке легко и просто.

Каждый из них найдет свою любовь. Герои Макс и Лаура радуются тому, что обнимают друг друга и думают о вечной любви. На следующее утро Макс пойдет под венец совсем с другим человеком, поскольку и это проявление чувств лишь очередная маска, показывающая новую стадию опьянения. Влечение героев друг к другу показывает ту самую историю секса по пьяни, которую принимают за любовь с первого взгляда. И только кинопродюсер Марк, обещающий проститутке Розе отдать ей все за страстные объятья, в последний момент отказывается от своих похотливых желаний и приобретает в ее глазах статус Бога. Разумное объяснение происходящего вряд ли стоит искать, ибо герои Вырыпаева нашли свое спасение в пьянстве, где истина у каждого своя.