6 мая МХТ продемонстрировал премьеру спектакля «Пьяные» от Виктора Рыжакова по пьесе Ивана Вырыпаева. В нем были сделаны изменения, которые избавили постановку от нецензурной составляющей и обеспечили соответствие только что вышедшему закону о запрете мата.
Проба Вырыпаева
Для Ивана Вырыпаева этот текст стал дебютным в плане постановки на большой сцене. Он был написал по заказу дюссельдорфского театра «Шаушпильхаус», где и увидел впервые свет. Премьера в Москве является копией немецкого показа, только с некоторыми изменениями. Понятное дело, что уровень оснащенности МХТ не такой, как в Дюссельдорфе, но зато актеры московского театра могли привнести своей игрой что-то новое.
Перед премьерой прошел слух, что художественный руководитель театра Олег Табаков попросил избавить пьесу от нецензурных выражений. На самом деле все было проще, Рыжаков достиг договоренности с Вырыпаевым, что вместо крепких выражений появятся многозначительные паузы или диалоги с нарочито подчеркнутой вежливостью. Ставка себя оправдала, и остроумный текст стал еще привлекательнее и смешнее.
Пьеса обладает типичным почерком Вырыпаева. Герои с самыми обычными именами живут в хорошем обществе и говорят правильными словами. Правда, на этот раз автор постарался избавить реплики персонажей от излишнего пафоса, который в последнее время стали подмечать. Для достижения этой цели необходима была отстраненность, которая была достигнута за счет состояния опьянения.
Мир пьяными глазами
Пьеса состоит из двух частей, которые Рыжаков превратил в два совсем разных акта. В первой части все хаотично, начиная от наклонной плоскости и заканчивая перевернутой мебелью. Состояние героев далеко от трезвого, да и сами они выглядят не совсем разумными людьми, больше клоунами, марионетками, призванными показать мир глазами выпившего человека. Они ведут себя резко, кричат, вытворяют странные вещи и превращают сцену в настоящий цирк. Любопытно, что именно такое проявление в театре любимо Вырыпаевым меньше всего. Но в этом случае жертва была принесена сознательно, чтобы показать несуразность этого мира, который уже давно не настоящий. Герои забывают все – свои имена, родственников и обещания. В какой-то момент появляется мысль о том, что каждый из живущих может быть Богом и может услышать его в своем сердце. Важно не принимать это за чистую монету. Это всего лишь пьяная феерия, а не проповедь.
Пробуждение
Вторая часть разительным образом отличается от первой. Наклонную плоскость сменяет горизонтальная, хаос исчезает, сцена заполняется водой, в которой бродят герои. Это олицетворение возвращения в реальный мир, где герои смывают с себя грим и парики и пытаются обрести себя и друг друга. Грани стираются полностью, и люди разных профессий и разного полета могут говорить на одном языке легко и просто.
Каждый из них найдет свою любовь. Герои Макс и Лаура радуются тому, что обнимают друг друга и думают о вечной любви. На следующее утро Макс пойдет под венец совсем с другим человеком, поскольку и это проявление чувств лишь очередная маска, показывающая новую стадию опьянения. Влечение героев друг к другу показывает ту самую историю секса по пьяни, которую принимают за любовь с первого взгляда. И только кинопродюсер Марк, обещающий проститутке Розе отдать ей все за страстные объятья, в последний момент отказывается от своих похотливых желаний и приобретает в ее глазах статус Бога. Разумное объяснение происходящего вряд ли стоит искать, ибо герои Вырыпаева нашли свое спасение в пьянстве, где истина у каждого своя.