Мультимедийный Шекспир

Театр Наций представил совершенно новый проект, посвященный 450-летию Уильяма Шекспира. Он носит название «Шекспир. Лабиринт» и является уникальным совмещением мини-спектаклей, поставленных лучшими молодыми режиссерами.

Прогулки по сюжетам

Для спектакля «Шекспир. Лабиринт» был выбран самый необычный и сложный жанр – спектакль-путешествие. Его суть состоит в том, что зрители вместе с актерами путешествуют по разным действиям в пространстве и оказываются вовлеченными в происходящие события. В нашей стране подобного рода событий известно немного, и начались они с 80-х годов прошлого века. Одно событие даже попало в Книгу рекордов Гиннеса. Игорь Яцко в Школе драматического искусства спектакль «Улисс», который шел в течение суток и задействовал все пространство здания.

Москва знает несколько примеров, выпущенных за последние годы, однако все они не были чистокровными представителями променад-спектаклей. В последнее время несколько театров сделали заявки на подобные события, а осенью к нам приедет группа Punchdrunk из Британии, которая считается образцово показательной в этом жанре.

Филипп Григорьян
Филипп Григорьян стал одним из авторов проекта

Первопроходцы

Театр Наций первым сделал шаг по этому направлению, поэтому все последующие постановки неизбежно будут сравниваться с «Шекспиром». Постановка весьма оригинальна и не основана на одном сюжете, то есть является нелинейной. Она состоит из восьми небольших спектаклей с интермедиями между ними.

Авторами идеи выступили художественный руководитель театра Евгений Миронов и Роман Должанский, являющийся театральным критиком. Их желанием было собрать вместе ведущих молодых режиссеров и дать им возможность проявить себя на тему о Шекспире. Формат творчества мог быть любой.

Следовало догадаться, что от первоисточника режиссеры уйдут достаточно далеко, задействовав шекспировские сюжеты и его героев как отправную точку для вдохновения.

Постановка в честь 450-летия Уильями Шекспира
Постановка в Театре Наций была посвящена 450-летию Уильяма Шекспира

Путь зрителя

Человек, пришедший на спектакль, сначала попадает на выставку, организованную Музеем современного искусства и посвященную Шекспиру. Здесь можно как войти в голову Шекспира, заставив ее двигаться, так и попробовать на вкус разные яды и кровь главных героев Шекспира, а еще пострелять из лука.

Именно отсюда начинает путь зрителя в сопровождении людей, которые облачены в черное. Диалог между людьми в черном и зрителями происходит посредством картонных табличек. Каждому выдается бумажная маска Шекспира и специальные наушники, без которых в некоторых сценах не обойтись. Еще в перерывах между действиями можно услышать голоса Чонишвили и Вержбицкого, которые повествуют о различных интересных фактах из жизни Шекспира.

Далее зрители посещают еще одну выставку – Галина Солодовникова представила творение под названием «От рождения к вечности», где можно увидеть различные предметы и бумаги, связанные с Шекспиром, а также узнать некоторые статистические выкладки из его жизни. Много времени на выставку не отводится, а значит, экспонаты придется смотреть как можно быстрее.

Мини-спектакли построены на сильном различии по стилистике и жанру. Следует выделить работу Квятковского, где каждый может попробовать себя в роли Шекспира и написать пьесу по шаблонному варианту, пока вдруг не обнаружится сам классик, ворочающийся в гробу. Это удачная пародия на художников радикального плана и на тех, кто слишком ревностно охраняет традиции.

Кроме этого, зрители смогут понаблюдать в гримерке за приготовлениями к выступлению певицы и выйти за ней в свет софитов, чтобы насладиться ее голосом. Можно погладить живых котят, которых пронесут мимо в корзинке. Леди Макбет в новом прочтении будет обречена на вечные муки и повторять свои действия раз за разом.

В конце зрители попадут на верхний ярус пустого большого зала театра и услышат голос Лии Ахеджаковой, которая будет рассказывать о спектакле «Буря», шедшем в этом же здании в 1901-м году. Затем зрители увидят иллюзорную часть этого спектакля, созданного благодаря лучам прожектора и клубам дыма. Такой способ Квятковский нашел для того, чтобы подчеркнуть иллюзорность нашу и наших снов.

Эта постановка почти ничего не оставила от текстов Шекспира, но дух его произведений остался, и если внимательно присмотреться, можно его уловить.