Питер Гринуэй в Манеже

Видеоинсталляция Питера Гринуэя, которая проводится в Манеже, получила название «Золотой век русского авангарда». Таким способом режиссер и его жена выражают восхищение русскому искусству, открывая программу великобританской культуры в нашей стране.

Дань уважения

Питер Гринуэй вместе со своей женой Саскией Боддеке, которая также является соавтором, оживили произведения Маяковского, Кандинского, Малевича, Татлина и других деятелей русского авангарда.

Малевич на этой выставке очень похож на Манилова, он что-то внушает Эйзенштейну, который слишком увлекся символизмом. Маяковский немного зализанный и засахаренный декламирует свое произведение «Облако в штанах» громким голосом Лиле Брик, образ которой напоминает даму легкого поведения. Все действия происходят на фоне оживших полотен Кандинского и фильма Эйзенштейна «Октябрь», а также бессмертного символа авангарда  — «Черного квадрата». Все роли, за исключением Кандинского, исполнили русские актеры.

Чтобы создать подобное, Гринуэй пустился во всевозможные эксперименты. Он смешивал документальное кино с художественным, тщательно работал над каждым кадром и постоянно находился в поиске новых визуальных средств для оформления своих замыслов. Собственно, его эксперименты по смешиванию живописи и кино он начал в начале нового века. Так им были оживлены картины «Ночной дозор» Рембрандта и «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.

Эта выставка – сильный реверанс русскому искусству от человека, любящего произведения Эйзенштейна. Однако, у нашего зрителя возникают претензии по поводу того, что человек «из-за бугра» полез со своим видением в святую тему русского искусства. Однако мало кто вспоминает, что благодаря своим изысканиям, режиссер превратил русский авангард в бренд подобный французскому импрессионизму. «Черный квадрат» у него – это символ эпохи авангарда, как и банка супа «Кэмпбелл» Уорхолла, являющаяся символом своего времени.

Питер Гринуэй
Питер Гринуэй соединил документальное и художественное кино

Живые легенды

В данном случае скрупулезно подобранная музыка и около четырех сотен оживших полотен в сочетании с известными цитатами и фотографиями позволяет оживить ту эпоху, которую мы обычно привыкли видеть в статике. Посетители могут увидеть живого Малевича, который рассказывает о собственной утопии. В результате цифровые репродукции являются самостоятельной ценностью, а живопись исполняет роль продукта зрения.

Русский авангард должен был стать искусством, доступным для понимания всем, но стал новой загадкой для узкого круга почитателей. Гринуэй через Любовь Орлову, призывающую художников покинуть «башню из слоновой кости», вернул авангарду его суть, которая изначально должна была с ним ассоциироваться, но не существовала на самом деле.