От «Рабочего и колхозницы» до граненого стакана

Третьяковская галерея готова принять посетителей на новой выставке, посвященный 125-летию со дня рождения Веры Мухиной – гениального скульптора и автора знаменитого на весь мир монумента «Рабочий и колхозница». К такому случаю просто необходимо вспомнить несколько ее работ, которые могут быть интересны читателю по тем или иным причинам.

Символ советского стиля

Конечно, многие знают скульптора Веру Мухину только благодаря «Рабочему и колхознице», однако не одним этим произведением ярко горит в сфере искусства ее имя. Третьяковка решила помочь узнать всем желающим, что количество работ Мухиной куда обширнее, чем думается, и представила пар десятков ее эскизов к проектам, которые пришлись на период с 1910 по 1940-е года. Многие из ее замыслов так и остались не воплощенными в жизнь, однако и они представляют не меньший интерес, чем те, которые можно увидеть в объеме. Например, «Пламя революции», которое является памятником Свердлову, не оцененным критиками, или пастух, который должен был дополнить памятник Чайковскому возле Московской консерватории.

Вера Мухина являлась главным символом советского стиля, причем не только в скульптуре. Человек, пять раз становившийся лауреатом премии Сталина, за свою жизнь поработал не только со скульптурой, но и с моделью костюма для советской женщины, делала работы на стекле и рисовала эскизы к театральным постановкам.

Мухина высказала мысль, что собственный стиль рождается именно тогда, когда автор настолько сильно впитывает в себя дух и идеологию своего времени и народа, что эта идеология становится его собственной. Ее монументам кроме огромных размеров свойственна еще и неподдельная мощь в сочетании с динамикой.

"Рабочий и колхозница"
Главная работа Веры Мухиной

Главная работа

«Рабочий и колхозница» были задуманы специально для выставки в Париже в 1937-м году. Над монументом трудилось больше сотни человек. Задачей композиции было показать широкий и мощный порыв, который ярко показал бы нашу страну, но в то же время не раздавить посетителей зрительно. Шарф, струящийся по воздуху, помог визуально облегчить скульптуру. После выставки, где Мухина стала победителем в конкурсе на реализацию скульптуры, монумент собирались разобрать, но затем решили оставить еще на пять лет. В результате известнейшее произведение простояло на Всесоюзной сельхозвыставке до 2003-го года, пока из-за аварийного состояния не было демонтировано. После разборки на части и долгого лежания скульптура вернулась к народу и поселилась возле ВДНХ в 2009-м году.

Примечательно, что своим лучшим творением Вера Мухина считала надгробие на могиле известного оперного певца Андрея Собинова, которое было выполнено в виде умирающего лебедя. Сначала скульптор хотела создать Собинова в образе Ленского или Орфея, которые были яркими и узнаваемыми образами певца, однако вместо этого появился изящный лебедь, выполненный в гипсе. Вряд ли кто мог ожидать от Мухиной сочетание натуралистичности и сентиментальности в композиции. Спустя шесть лет дочь Мухиной Светлана перевела памятник в мрамор.

Граненый стакан
Один из главных атрибутов и символов советского времени

Легендарный дизайн

Дизайн граненого стакана считается авторским проектом Веры Мухиной. Однако никаких прямых доказательств тому нет. Тем не менее, она тесно сотрудничала с Ленинградским экспериментальным заводом художественного стекла, который и получил заказ на создание стакана, который был бы прочным и подходил по форме для посудомоечной машины. В сентябре 1943-го на свет появилась первая партия стаканов, которые настолько быстро прижились в сфере общепита, что получили широчайшее распространение, а 16-гранный стакан с гладким кольцом на верхней части стал символом нашей страны.

Кроме названных работ необходимо выделить памятник Максиму Пешкову на Новодевичьем кладбище, который является символом спокойствия и величавости, а также памятник Чайковскому, который находится возле Московской консерватории. Эта работа была утверждена только со второй попытки и могла бы быть большей по размерам. Однако сейчас мы ее видим именно такой, какой ее увидели в 1954-м году на открытии.