«Войцек» наших дней

Кирилл Серебренников явил миру свою интерпретацию пьесы Георга Бюхнера под названием «Войцек», которую могли увидеть зрители «Гоголь-центра». Это вторая постановка режиссера, первую он поставил в 2012-м.

Смена места

Если раньше главный герой являлся полковым цирюльником, то теперь простой галерейный рабочий. Да и вообще вся направленность постановки взяла другой курс. Она практически не имеет ничего общего с тем, что было предъявлено зрителю два года назад. Сам режиссер заявил, что по прошествии этого срока понял, что акценты в пьесе должны быть расставлены по-другому. Причем, сам Серебренников не знает, каким для зрителя получится главный персонаж. Он может быть странный, поскольку говорит прямым текстом без поэтизма и метафор, а может быть и наивным. Поскольку не терпит размышлений о вечном.

Войцек вообще как персонаж не производит ощущения успешного человека. В армии он все время оказывается на задворках, все его недолюбливают, врач постоянно пытается ставить на нем опыты. На любовном фронте тоже дела неважны – убийство собственной любовницы из-за ревности, пусть, правда, и оправданной. И еще он очень чувствительный и чуткий человек.

Спектакль "Войцек"
«Войцек» является наглядным примером сочетания романтизма и мистики в театральной постановке

Момент триумфа

Интересно, что пьеса была написана около семидесяти лет назад, но ее время пришло именно сейчас, в расцвете современности. До сих пор идут споры, к какой стилистике принадлежит произведение – романтизм ли это, реализм или пример из драматургии. Но все Бюхнер был писателем-романтиком, что и явилось привлекательным моментом для режиссера Серебренникова. Романтизм может и не самый любимый его стиль, но достаточно привлекательный. Да и не так много романтического осталось в современном российском театре.

Для Серебренникова это повод обратиться к романтической литературе, которая является источником поэтических обобщений и дает возможность применить театральную лирику. Этот режиссер умеет и любит сочетать что-то социальное с чем-то неземным, чего нельзя пощупать собственными руками, да и понять не каждый может. Серебренникова больше знают как «социального» режиссера, но с его мистическим вкусом мало кто знаком. Тем не менее, социальное и мистика спокойно уживаются в одной постановке, ярким примером чему и стал «Войцек». Место действия в спектакле перенесено в галерею, где военный парикмахер стал разнорабочим, а капитан превратился в галериста. Да и доктора-садиста сменил современный художник, который раздевает бедного Войцека и рисует на нем абстракцию. Вообще все, что происходит в рамках постановки, является экспериментом, ведущим главного героя к его преступлению. Все задумано с самого начала. Серебренников проводит сквозь весь сюжет тему постоянного соседства человека со смертью.

Кирилл Серебренников
Кирилл Серебренников

Предвестник новой эпохи

Можно утверждать, что постановка мало относится к произведениям современного искусства. Вряд ли то, что показано в спектакле, имеет что-то похожее на современное положение дел. Перед Серебренниковым встал тот же морально-этический вопрос, что давно стоит перед театром документалистики, документальным кино, где насилие как таковое отсутствует, но в качестве исходного материала всегда берется чья-нибудь жизнь.

Сменив место действия, режиссер смог создать то самое мистическое измерение, в котором ему удобно творить. В его постановке все персонажи, которые должны были быть безразличны друг к другу, внезапно стали интеллектуалами, решающими одни и те же вопросы. Войцек хоть и был неприметным и слабеньким человеком среди всех, но при этом являлся личностью в этой толпе. В этом и состоит умение Серебренникова показать человека, зачарованного смертью, который умеет находить что-то такое, чего не видят другие. Именно такой человек является предвосхитителем персонажей реализма.