«Дама с камелиями» на сцене Большого

На сцене Большого театра под музыку Шопена состоялась версия «Дамы с камелиями» от Джона Ноймайера, в которой режиссер объединил персонажей Дюма и Леско.

История спектакля

Первый раз зрители могли увидеть этот спектакль в 1978 году в Штутгарте. Затем Ноймайер вместе с собственной труппой осуществил его редакцию и показал в Гамбурге. Теперь честь увидеть спектакль выпала зрителям Большого театра. Ход вполне оправданный, учитывая, что на сцене разыгрывались настоящие любовные страсти с героями, облаченными в старинные костюмы. А это значит, что внимание зрителей к постановке будет повышенное. Главная героиня – Маргарита Готье, образ которой списан с Мари Дюплесси – парижской куртизанки. В какое-то время она была музой писателя Дюма-младшего, который и создал «Даму с камелиями». Произведение стало источником вдохновения для многих театральных режиссеров. Когда оно попалось на глаза Джузеппе Верди, появилась известная всем «Травиата». А дальше пошло триумфальное шествие в балет. До Ноймайера было уже немало попыток создать балетную версию Маргариты и Армана Дюваля. Интересно, что Ноймайер превоначально хотел взять за основу музыку Верди, но затем вдохновился музыкой Шопена и остался верен ей.

Сама по себе Мари Дюплесси обожала камелии, слыла циничным человеком и умерла от туберкулеза в молодости. В романе болезненная бледность приобрела магическое очарование. В постановке Ноймайера можно найти сопоставление Готье и Манон Леско.  Книгу именно о ней Маргарита получила от своего поклонника в произведении Дюма. В балете она узнает о Манон, побывав на спектакле, повествующем о ней и вдохновившись, входит в ее образ. Арман примерит на себя маску поклонника де Грие. Параллель так и будет проводиться до конца спектакля, пока герои не закончат свой жизненный путь. Только в отличие от своего кумира, Маргарита Готье найдет свой конец в одиночестве.

Фотография постановки
«Дама с камелиями»

Воспоминания

Основой балета станут воспоминания Дюваля-младшего, который будет воскрешать образ возлюбленной и переживать моменты встреч с ней снова и снова. Все началось именно на просмотре балета «Манон Леско». Тогда он познакомился с ветреной Маргаритой, к которой давно питал чувства и увидел, насколько она привлекает к себе других мужчин. Он станет ее любовником, затем будет отвергнут, после чего она еще раз посетит его, чтобы утонуть в жарких объятиях. А затем снова оставить. Этого молодой поклонник не выдержит и бросит в лицо женщине деньги. Впоследствии Маргарита напишет всю правду о себе в дневнике, который с помощью служанки передаст Арману.

Ноймайер отлично владеет искусством преобразования литературного произведения в балет, где все показано только жестами и движениями, продуманными и внешне кажущимися небрежными. Удивительно то, что актеры передают важные вещи, не прибегая при этом к утрированию своих движений и гримас. Танец и искусство мимики неотделимы друг от друга, они сплетаются воедино, создавая превосходное сочетание, на языке которого автор передает все самое важное зрителю.

Джон Ноймайер
Джон Ноймайер

Главные составляющие

В балете есть три эпизода, играющие важную роль в восприятии постановки. Первый – признание в любви к Маргарите. Арман без остатка выливает все искренние чувства на предмет обожания, остающийся сначала циничным, а затем начинающий таять и верить в нежные чувства. Второй – свидание в деревне, где есть настоящая любовь, где восторг и счастье достигают своего пика. Третий – неожиданный визит к Арману.

Не только подлинные чувства играют важную роль в постановке Ноймайера. Режиссер настоял на покупке мебели девятнадцатого века, а сценограф Юрген Розе продумал все до мельчайших мелочей. Одних костюмов было сшито более трех сотен, и ни один из них не повторял другой, равно как и все аксессуары. Оригинальным выглядит отсутствие декораций. Действие происходит будто бы в космическом пространстве.

Труппа Ноймайера великолепно справилась со своей задачей, отлично вылепив не только главные роли, но и множество других, небольших, но не менее ярких. Видно, что режиссер является настоящим тружеником, ответственно подходящим к каждой детали, благодаря чему зрители имеют возможность получить настоящее удовольствие от увиденного.