«Чайка» по МХТ

Константин Богомолов явил миру свою версию «Чайки» на сцене МХТ. Это второе детище подряд сразу после спектакля «Лед», созданного по роману Сорокина. Та работа отличалась наличием некоторой агрессии, большим количеством гэгов, различных внешних эффектов и к удивлению многих предстала совсем иной – близкой к тексту, с отсутствием динамики и в духе оригинала, романа то есть.

Богомолов уже ставил «Чайку» несколько лет назад. Тогда в той постановке чувствовалась ностальгия по советскому прошлому, а само действие пьесы было перенесено в то самое время, которое именовали застоем. Это время не было показано напрямую, но его можно было уловить по определенным, присущим только ему чертам. Спектаклю была присуща насмешливость, провокация и в то же время отчаяние, граничащее с депрессией.

Все верх дном

В новой версии от старой осталась половина актерского состава и место действия. Все прочее было начисто стерто и переписано. В какой-то степени зритель может увидеть попытку большой перестройки авторской задумки. По степени эксперимента «Чайка» превзошла поставленного Богомоловым «Идеального мужа», где в спектакле зритель не нашел бы ни одного слова из пьесы Оскара Уайльда. От первой части «Чайки» Богомолов не оставил ничего, кроме текста. Актеры, выходящие на сцену, просто сидят в одной позе, произнося редкие фразы без эмоций и не поднимая голос. Никакого действия нет и в помине, как и жестов. Точнее, жесты есть, но их совсем немного. Отсутствуют здесь и чувства. Создается ощущение, что герои живут в каком-то собственном мирке, и вызвать их на контакт с миром окружающем практически невозможно. Режиссер постарался сконцентрировать внимание зрителя только на тексте и сделал все для того, чтобы ничего этому не мешало. По сути, происходящее на сцене можно назвать чтением вслух Чеховской пьесы.

Все это заставляет посмотреть на Богомолова как на режиссера совсем под другим углом. Если до сей поры его называли «убийцей авторов», то сейчас пожалуйста – подлинное прочтение пьесы, причем дословное. Всем, кому навязли остроумные ходы, извращения над пьесами, а также слушание шансона и мата на сцене, предоставляется отличная возможность просто послушать пьесу Чехова прямо со сцены.

Не того ждали

Как ни странно, но подобное прочтение оказывается гораздо больший угнетающий эффект на зрителей, чем какой-нибудь скандальный вариант «Карамазовых». Ту постановку зрители смотрели до конца и поздравляли с успехом автора. Здесь же мало кто досиживает до конца, а кое-кто, видимо не в силах терпеть подобное издевательство, не стесняется крикнуть в зал что-нибудь обиженное. Оказывается, зрители настолько привыкли воспринимать что-то эффектное, переполненное шутками или спецэффектами,  динамичное и стремительное, что просто сидеть и вслушаться в текст, негромко декларируемый со сцены, им практически нереально.

Режиссер Константин Богомолов
Режиссер Константин Богомолов удивил всех своим прочтением

Новые старые актеры

Что касается актеров, то такие известные всем лица, как Олег Табаков и Марина Зудина во всей постановке могут показаться вполне заменяемыми. Но это только на первый взгляд. Богомолов смог настолько раскрепостить актеров, что с тех стерлись абсолютно все штампы и образы, которые были приклеены с давних времен. Они как чистые холсты, на которых можно заново писать что угодно теми репликами, которые вложены в уста их Чеховской пьесы.

Это прочтение пьесы говорит о том, как профессия и призвание могут превращать человека, изменять смысл его жизни. Причем видно это не только в пьесе, но и на сцене при взгляде со зрительских мест.

"Чайка"
Новое прочтение «Чайки» сильно отличается от предыдущего