Евгений Ткачук: он же Мишка, Лёха, и Гришка…

евгений ткачук

Он родился в Ашхабаде, рос в Сызрани, а получил известность в Москве. Ретивый, страстный Евгений Ткачук стал одним из самых обсуждаемых актёров 2011 года: тогда по центральному каналу прошёл премьерный показ бандитской приключенческой саги «Однажды в Одессе». Это была любовь с первого взгляда: зрители восторгались искромётностью и романтическим авантюризмом Мишки Япончика, судьбу которого так достоверно прожил на экране молодой актёр. Разухабистость и вулканическая энергетика внешне совершенно непримечательного Ткачука гипнотически подействовали на людей разных социальных прослоек, интеллектуального уровня и гендерной принадлежности. Казалось бы, самое правильное — испить удачу до последней капельки, использовать все возможности, которыми одаривает популярность. Но Ткачук предпринял профилактические меры, опасаясь подхватить звёздную болезнь: отказался от интервью и глянцевых съёмок, и даже сменил номер телефона…

Досье

Имя Евгений Ткачук
Дата рождения 23 июля 1984 г.
Место рождения  г. Ашхабад, Туркменская ССР
Профессия Актёр театра и кино
Семейное положение Женат, растёт дочь Ева (2015 г.р.)
Увлечение/хобби Конный театр
Рост 170 см.
Вес 65 кг.

Биография

Евгений родился в перестроечном 1984 году в Ашхабаде. Родителей Жени связала любовь к творчеству — познакомились они в народном театре. Отец Валерий — актёр, несостоявшийся филолог. Мама — физиотерапевт, неслучившаяся актриса. В столице Туркмении Ткачук-старший служил в Русском драматическом театре имени Пушкина, где практически безвылазно проводил время и маленький Женя. Ещё в дошкольном возрасте Ткачук оказался на сцене, что было ожидаемо: очень уж он с детства был склонен к импровизации. Его творческий путь начался ролью коровки в детской массовке. Налаженный уклад жизни семье пришлось менять, когда Жене исполнилось 10 лет. Процессы, происходящие в стране, затронули тогда каждую семью, и в знойном Ашхабаде Ткачуки почувствовала себя чужаками. Отец семейства зондировал почву, наведывался на московскую биржу актёров и режиссёров, одно время работал в Кимринском театре. Как только пришло спасительное приглашение в труппу Сызранского драматического театра Имени Алексея Толстого, Валерий, не раздумывая, уехал туда, а чуть позже перевёз и родных. Смекалки и даже наглости Жене было не занимать: школьник не стушевался и буквально сразу предложил свои актёрские услуги папиному начальству — режиссёру Андрею Ермолину. Мальчика ввели в спектакли «Случайный вальс», «В сумерках», «Вождь краснокожих».

У Жени Ткачука — свой взгляд на отношения с театральной публикой. Если большинство актёров описывают взаимодействия с залом как энергетический взаимообмен, то для Ткачука диалог со зрителем начинается зачастую с конфликта, со стрессовой ситуации, когда он-актёр доказывает, отвоёвывает право на зрительскую любовь. А зритель, который внезапно оказывается на чуждой ему территории, постепенно проникается действом, персонажем, историей.

Женя рос со старшим братом Александром и часто в детстве спекулировал привилегированным положением «младшенького». А свои актёрские таланты подключал во время уличных разборок: то обморочное состояние имитировал, то юродивого изображал, чтобы избежать побоев. До изучения точных наук у Жени попросту не доходили руки, но учителя относились к этому очень лояльно. Ему делали поблажки: в старших классах он руководил театральным коллективом при родной школе, а первой режиссёрской пробой был кружок в сызранском Доме творчества. В какой-то момент юный деятель искусства возомнил себя уже сложившимся актёром. Но раздутое самомнение очень скоро аукнулось первым серьёзным фиаско.

Тернистый путь в актёры

Отгремел последний звонок, школьный театр под руководством Жени собрал в последний раз зал, прилично по тем временам заработав на билетах, и Женя рванул в Москву. В столице на вступительных Ткачук почти везде провалился, во МХАТе ему и вовсе порекомендовали подумать о другой профессии. Приехав в сопровождении отца на вступительные испытания в ГИТИС и тоже получив отказ, оставался последний шанс: режиссёрский факультет. Ткачук успешно прошёл два тура, а на время до заключительного экзамена по мастерству уехал в Сызрань. Вернувшись, стало понятно: опоздал — абитуриенты активно репетировали, ставили совместные отрывки. Ткачук решает пойти ва-банк — на экзамене он во время чтения монолога переодевается. А после исполняет танцевальные «па» в ритме собственного дыхания. Такой эксперимент приёмная комиссия, во главе с набиравшим курс Олегом Кудряшовым, сочла неудачным. Но природная изобретательность помогла спасти ситуацию: он ворвался в выступление своих будущих сокурсников. В результате из страстного танго получился драматично-комичный треугольник, а Кудряшов решил и дальше понаблюдать за странностями провинциального паренька. Так, в 2002 году Евгений Ткачук стал студентом московского ГИТИСа.

евгений ткачук
Вопреки собственным ожиданиям, столица не сразу приняла актёра

Учился Ткачук азартно и самозабвенно. Курс набрался очень перспективный, и уже тогда было понятно: в кинотеатральную среду придёт «свежая кровь». С Женей учились Владислав Абашин, Павел Акимкин, прославившийся благодаря комедии «Горько» Егор Корешков. Ткачук тепло отзывается о педагогическом и режиссёрском методе своего мастера: в основе всего — эксперимент. Женя руководствовался этим правилом всегда. После первого курса он неожиданно взялся за постановку конно-драматического представления в ставшей родной Сызрани. Там во время летних стенаний он принял предложение конно-спортивной базы и написал спектакль, в основу которого лёг миф о Троянской войне. В сценическом перфомансе было задействовано порядка десяти лошадей и столько же наездников-исполнителей.

«Во имя неё» — так назвал Женя свой спектакль — тепло был принят публикой, что вдохновило увлекающегося Ткачука на новую постановку. И снова в качестве партнёров выступили лошади и актёры. Так родился трогательный «Маленький принц», который уже много позже проходил при участии ведущих актёров Театра наций. К тому же, лошади всегда были большой любовью и сердечной привязанностью Жени, но к этому мы ещё вернёмся.

Перст судьбы и театральные «отношения»

На последнем курсе института Женя с однокурсниками ставит дипломные спектакли — результат их четырёхлетних усилий. На одном из показов студенческого спектакля «Вий» оказался известный художник Павел Каплевич. Выразительный и яркий студент выделяется даже на фоне талантливых ребят, Каплевич не только это заметил, но и порекомендовал Женю режиссёру Андрею Жолдаку. Это был тот шанс, который привёл Ткачука в Театр наций на роль Ипполита. За роль в спектакле «Федра. Золотой колос» Жолдака Женя получает премию газеты «Московский комсомолец» в номинации «Лучший дебют». Дипломные спектакли «кудряшей» были настолько хороши, что имели дальнейшую жизнь на серьёзных театральных площадках. Военная драма «Снегири» попала в репертуар всё того же Театра наций, а спектакль по мотивам гоголевской мистификации «Нос» — в Московский ТЮЗ. В этих постановках у Ткачука — диаметрально противоположные образы. «Снегири» — это отголоски войны в судьбе одного героя, изувеченного морально и физически, но не сломленного. В фарсовой комедии «Нос» талант перевоплощения Ткачука засиял в полной красе: он одновременно играл четыре роли, и материал требовал за какие-то 15 секунд выпрыгивать из одного образа в другой.

Евгений Ткачук
В привычном для себя месте — на съёмочной площадке

Прежде чем у Ткачука случились номинации на «Золотую маску», фестивальные призы за роль в фильме «Зимний путь» и собственную короткометражку «Молитва», он стал лауреатом премии народного артиста СССР Царёва с формулировкой «За успешное освоение профессии». Было это в далёком 2005 году.

По признанию Ткачука, его курс — это такой мощный автономный творческий лайнер, который бороздил разные просторы и пробовал свои силы во многих направлениях. Так, стараниями этой ячейки был создан интерактивный театр. Творческая сублимация, разговор о главном происходил между единомышленниками в стенах бывшего парфюмерного завода, правда, длилось это недолго: развели творческие разногласия. Другой совместный с однокурсниками эксперимент был вовремя замечен молодым худруком Театра наций Евгением Мироновым: как-то на репетицию уже знакомого по роли Ипполита Ткачука заглянул Миронов. Дипломный спектакль «Шведская спичка» по рассказам Чехова настолько понравился новоявленному худруку, что он, не задумываясь, поставил его в репертуар и даже открывал им сезон. Кстати, спектакль до сих пор продолжает собирать полные залы.

Однажды Ткачука приглашали принять участие в постановке оперы «Борис Годунов» в Большом театре. Причём инсценировкой занимался Александр Сокуров. В жанре, где основным является вокал, Жене предложили сыграть…немого мальчика. Актёр был вынужден отказаться, так как репетиционный период совпадал по срокам с подготовкой дипломных спектаклей.

В интервью Ткачук доброжелателен и общителен, его свойская незаносчивая манера импонирует и вызывает ответную симпатию журналистской братии. Ткачук подчёркивает, что актёр, который теряет внутреннюю мотивацию, перестаёт быть интересен публике, а ещё то, что без развития происходит профессиональное выгорание. Так, опыт работы в репертуарном театре он ценит, но возвращаться к таким отношениям с театром не видит смысла: в Сызрани он всё это уже прошёл. Сейчас он с лёгкостью маневрирует в театральном пространстве Москвы, обозначив своё присутствие в Театре наций, артхаусной платформе «Практика», Московском ТЮЗе, еврейском театре «Шалом» и театральном центре «На Страстном». В последнем Евгений играет пелевинскую прозу «Хрустальный мир». Его герой — молодой юнкер, попавший в жернова истории и собственных романтических иллюзий. И всё же основным местом его «живого слова» является театр без труппы Евгения Миронова. Ткачук уверен, что на такой европейской площадке, как Театр наций, шанс получить главную роль есть у любого одарённого актёра. Актёры и режиссёры встречаются в рамках конкретных проектов и — что абсолютная победа Миронова в театре ставят спектакли режиссёры с мировым именем, такие как Някрошюс и Уилсон. С 2011 года Ткачук играет в паре с выдающимся Евгением Мироновым в спектакле «Калигула», а с 2013-го — с немыслимой Мариной Неёловой в психологической драме Теннесси Уильямса «Стеклянная клетка». С такими партнёрами есть риск остаться незамеченным, но Ткачуку удаётся органично вписываться в ансамбль и быть сольным откровением для зрителя. Совсем недавно в театре состоялась премьера спектакля «Идиот» в абсолютно авангардном прочтении. Из большой палитры образов Достоевского «выжили» только четыре героя: актёры во главе с Ингеборгой Дапкунайте в роли блаженного князя разыгрывают историю честную и пронзительную.

Евгений Ткачук и Марина Нелова
Кадр из спектакля «Стеклянная клетка»

Киношные мотивы Ткачука

Ткачук занят в театрах, а сейчас это осложняется переездом актёра в культурную столицу: приходится часть жизни проводить в дороге. Но, конечно же, его актёрская реализованность была бы неполной, не случись у Ткачука взаимности с кино. Судьба сама создавала ситуации, которые приводили актёра в нужное время в нужное место. В том числе и притягивала к Жене значимых для дальнейшего творческого роста Художников. Александр Сокуров искал молодого актёра для военной драмы «Александра», увидел в Театре наций «Федру…» и позвал Ткачука. Съёмки проходили в Чечне, а партнёршей была оперная дива Галина Вишневская, – это ли не испытание?!

Ткачук рассказывает, что Галина Вишневская обладала мощной харизмой и царственным величием, отчего молодой актёр даже робел. Так, сцена, в которой он должен был выдержать тяжёлый взгляд своей киношной мамы, ему долго не давалась…

Ещё раз «на войну» актёр попал в проекте Валентина Донского «Заградотряд». Здесь, на съёмочной площадке, Женя нашёл друга и единомышленника в лице партнёра Даниила Воробьёва. Совместно в 2009 году они написали сценарий полнометражной картины «Триптих» и осуществили постановку ролика «Молитва», который удостоился 12 наград на разных смотрах и кинофестивалях. В криминальном жанре Ткачук попробовал свои силы, снявшись в фильме «Чужая» Антона Борматова. Харизматичный отрицательный герой, прошедший точку невозврата, заметно выделяется в галерее работ актёра. Сам он признаётся, что часто отказывается играть совсем уж отморозков и законченных негодяев.

В 2011 году случился квантовый скачок в карьере Ткачука: он сыграл Мишку Япончика в теленовелле Сергея Гинзбурга «Однажды в Одессе». И южноукраинский говорок, и мимика, и особенная пластика — всё было настолько филигранно, что рядовому зрителю оставалось только восторгаться! А ведь в начале съёмок в актёра не верила половина съёмочной группы.

Одним из первых, кто дал положительную оценку игре Ткачука, был Валентин Гафт. Режиссёр показал ему часть смонтированного материала, а мэтр отозвался о работе Евгения, как об исключительно точной.

Поджарый крепыш Ткачук пробовался на роль Майорчика, а получил куш покрупнее!

Кадр из телефильма «Однажды в Одессе»
Евгений Ткачук в образе главаря одесских бандитов

Потом были проекты более и менее значительные. В 2012 году Женя познакомился с актёрско-режиссёрской четой Львова-Тарамаев и снялся в их дебютной картине «Зимний путь». Роль маргинала Лёхи, который переживает перерождение души, одна из любимых для Ткачука. За неё он получил приз в номинации «Лучшая мужская роль» на Выборгском кинофестивале «Окно в Европу».

В качестве павильонов картины «Зимний путь» был использован лофт-интерьер уже упомянутого парфюмерного завода, который был временным жильём актёра.

В 2014 году на экраны выходят сразу две экранизации хрестоматийного романа Фёдора Достоевского «Бесы», и к обеим Ткачук имеет отношение. В картине Владимира Хотиненко, близкой к литературному источнику, Ткачук сыграл студента Шатова, а в версии своего друга и сокурсника Романа Шаляпина — демонического Верховенского. Последняя — является современным артхаусным прочтением классика, в основу сюжета вошла лишь одна из линий романа. Женя, который намеренно не шёл проторенной дорожкой, получил новый опыт: на этом проекте он выступил в качестве сценариста и одного из продюсеров.

«Тихий Дон» и громкая премьера

Главной телевизионной премьерой минувшей зимы по праву считается «Тихий Дон» Сергея Урсуляка. Дистанция от подготовительного периода до окончательного монтажа была долгой, маршрут таил в себе немало испытаний, но группа справилась. Только съёмочный период занял 10 месяцев. Григория после Петра Глебова предстояло воплотить Жене Ткачуку. Многие скажут — фактура не та. Но глядя на Григория Ткачука, видишь казацкое нутро, его никакой косой саженью в плечах не сыграешь! Образ в развитии — то, что давно хотел воплотить на экране Евгений Ткачук! В интервью он признаётся, что ежедневный трёхчасовой грим был вроде сеанса перевоплощения, и на площадку он входил уже казаком.

Однажды во время съёмок Ткачуку пришлось в прямом смысле слова вылавливать из реки народного артиста Сергея Маковецкого. Тот во время подготовки кадра уснул, а проснувшись, случайно вывалился из лодки вместе с микрофоном и накладным носом, да ещё и в двух шинелях.

Евгений Ткачук и Дарья Урсуляк
Актёры воплотил трагическую судьбу семьи Мелеховых в экранизации Сергея Урсуляка «Тихий Дон»

Создание «Велесовой колесницы»

В нынешнем году в производстве — три фильма с участием Жени. И сомнений не возникает: Ткачука на всё хватит, умудряется же он совмещать съёмки, спектакли, общение с семьёй и строительство конно-драматического театра «Велесо». Лошади в жизни Ткачука — непроходящая любовь. Идея создать передвижной театр с равноценным упором на дрессуру и драматическое мастерство возникла у Жени после постановок в Сызрани. На гонорар от «Мишки Япончика» он купил сразу трёх лошадей, которые пребывали то в Саратовских, то в Шолоховских конюшнях. А теперь Ткачук, по его собственному признанию, готов совершить революцию духа. В живописном месте под Санкт-Петербургом, окружённом лесами, идёт строительство конюшен, левад и сцены-манежа, где в будущем будут проходить представления театра «Велесо».

Личная жизнь

Порядочность и честность для Ткачука всегда были важнее материальных благ. Копить, по собственному признанию, он не умеет: пускает деньги в расход, как только они появляется. Ткачук выкладывается по максимуму не только в творчестве, но и в личной жизни: конформизм — совсем не его история. Известно, что в разгар съёмок своей дебютной картины «Александра» он состоял в браке с однокурсницей Еленой Маховой. Брак оказался скоротечным — почти сразу после рождения дочери семья распалась. Дочь Катя с младенчества живёт с родителями бывшей супруги и лишь изредка видится с отцом. Известно, что какое-то время Ткачука связывали отношения с однокурсницей Еленой Лабутиной.

На момент начала съёмок экранизации «Тихий Дон» Евгений находился в отношениях с Еленой Лабутиной, а к концу съёмочного периода — жил вместе со своей будущей супругой, петербурженкой Мартой.

В 2013 году актёр снова женился. Его избранницей стала журналист по образованию, девушка Марта.

Фото из семейного архива
Евгений в окружении любимых женщин: жены Марты и дочери Евы

С белокурой красавицей актёр познакомился в социальной сети, и уже на первом свидании обозначил серьёзность намерений. В 2015 году у пары родилась дочь Ева. Ещё одной женщиной, которая бок о бок прошла с Ткачуком и моменты разочарований, и мгновения побед, стала его партнёрша по телевизионному проекту «Танцы со звёздами» Инна Свечникова. Неожиданно для себя Ткачук решил поучаствовать в десятом сезоне шоу и снова оказался на высоте: пара выбилась в фавориты у зрителя и дошла до финала.

Евгений Ткачук и Инна Свечникова
Промо-кампания телевизионного проекта «Танцы со звёздами»-10

Ткачук не заигрывает со зрителем — он отдаётся каждому новому эксперименту, который преподносит ему судьба. Судя по форумам и обсуждению всё тех же «Танцев…», многие зрители смотрели сезон только благодаря участию Евгения. Сейчас он снимается в Твери у режиссёра-дебютанта Александра Хана. Постановщик признаётся, что кастинг на роль, которую исполняет Евгений, был безальтернативный. И всё-таки, что же такого примечательного в этом молодом артисте? Он — вне глянцевых форматов и повальной ориентации на Запад, достойный преемник лучших традиций советской актёрской школы!