Возможно, не самое приличное слово, обозначающее мужские гениталии, которым глава государства назвал мобильный телефон, и найдет негативный отклик во многих странах, но в Венесуэле подобные высказывания — часть имиджа президента Уго Чавеса (Hugo Chavez).
Чавес сделал спорную лексику своей торговой маркой. Однажды в своем обращении к стране он сказал, что когда придет домой, обязательно займется сексом со своей женой, он назвал американцев «говнюками», а бывшего президента США Джорджа Буша «дьяволом» и «ослом».
Так что ни для кого не было сюрпризом, когда недавно он назвал первый сделанный в Венесуэле сотовый телефон стоимостью $14 «вергатарио» — производным от популярного в венесуэльском диалекте слова, обозначающего пенис, передает Reuters.
В западной Венесуэле это слово широко используется для описания высокого качества чего-либо, поэтому выражение Чавеса вызвало взрыв смеха среди местного населения.
Грубая, а иногда и откровенно пошлая речь президента выводит из себя его собеседников, которые частенько становятся мишенью его словесных атак.
Чавес, который получил университетское образование в военной академии, стал известным после неудачного переворота в 1992 году. Он пошел на завоевание президентского кресла в 1998 году, и его рейтинги остаются на уровне выше 50 процентов после десятилетия инвестиций госсредств в социальные нужды и национализации южно-американского экспортера нефти.
«Я собираюсь позвонить Фиделю Кастро по вергатарио. И звонок не сорвется», — сказал друг бывшего кубинского лидера Чавес на презентации телефона.
По словам Чавеса, он не имел в виду мужские гениталии, когда говорил о сделанном по китайским технологиям телефоне с камерой, радио и MP3 плеером.
Венесуэльцы используют особо непристойный вариант испанского, богатый упоминаниями мужских и женских репродуктивных органов, лобковых вшей и сексуальной ориентации. Чавес, по всей видимости, сознательно не стремится снимать с вооружения непривычный для президентов тон.
В прошлом году он принялся описывать функции его кишечника во время телевизионного обращения.
Никто не удивится, если услышит на улицах Каракаса, как матери обращаются к своим детям словом «конитос» — нецензурно- ласкательным производным от слова, обозначающего женские гениталии. Подобная лексика настолько вошла в обиход, что потеряла свое изначальное значение и способность шокировать.
«Венесуэльцам нравится такое богатство, и они развивают язык, полный жаргонных и сленговых выражений», — сказал лингвист из венесуэльской академии языка Мануэль Бермудес, добавив, что Чавес намеренно играет на этом.
«Это учитывается, такого рода общение быстро доходит до людей».
Чавес использует «полный букет» популярных выражений, заимствованных из баскетбольного и армейского сленга , сказал Бермудес, следящий за развитием языка, которое он называет «Речьчавеса».
Венесуэльский язык, возможно, груб, но президенты должны стоять выше толпы, и многие противники Чавеса говорят, что стиль его высказываний приводит к снижению стандартов.
«Он говорит очень грубо, и мне стыдно за это, — говорит 70-летняя Мария Луиза Гарсиа, социальный работник из роскошного района Лос Палос Грандес в Каракасе, — У президента должен быть положительный имидж».
«В стране, где большая часть населения — молодежь, язык используется как инструмент влияния на общество. Это и есть причина, по которой все становятся более грубыми».
Тем не менее Чавес оставляет самые острые высказывания для своих оппонентов. Несколько лет назад он воскресил, ушедшие казалось, навсегда, выражения «эскуалидо», что означает «грязный» и «нечистоплотный» и «питиянки» — «подражающий всем американцам».
«Эскуалидо» — популярный термин в западной Венесуэле, где используется, чтобы описать что-нибудь маленькое и жалкое.
«Питиянки» — сейчас любимое выражение Чавеса. Это производное от французского слова «petit», что значит «маленький» и испанского грубого обращения к американцам — «янки». Оно также использовалось некоторыми бывшими президентами Венесуэлы, чтобы описать слепую любовь элиты страны к Соединенным Штатам.
Противники приняли оскорбления, но нашли, чем ответить президенту: когда Чавес тратит миллиарды долларов на покупку оружия в России и приглашает их военно-морской флот в венесуэльские порты, его политические враги называют его «питирусо».