Джоконда в объеме

Ученые-искусствоведы в очередной раз решили удивить мир своим открытием, касающимся известнейшего произведения Леонардо да Винчи под названием «Джоконда» или «Мона Лиза» в просторечии.

Под другим углом

Согласно новой теории, Леонардо да Винчи стал первым художником, которому удалось написать картину с эффектом объемности изображения. Того самого эффекта, который сейчас активно используют везде и всюду под названием 3D. Для того, чтобы придти к такому выводу, ученым потребовалось произвести анализ картин в Лувре и в Прадо. Известно, что во французском музее находится подлинник, принадлежащий кисти великого мастера, тем временем, как в Мадриде находится полотно, к которому мог приложить руку вовсе и не да Винчи, а кто-нибудь из его учеников.

Именно эти два полотна и были исследованы немецкими учеными Верой Хесслингер и Клаусом Кристианом Карбоном. В результате изучения картин ученые пришли к выводу, что различий между ними мало, в основном эти различия сходятся в отображении перспективы. Создается ощущение, будто оба полотна писали два художника, находящиеся под разным углом к натурщице.

С помощью компьютерного анализа было доказано, что разница между углами зрения составляет 6,9 см, что приблизительно равно расстоянию между глазами у человека. То есть, художник будто бы писал одну картину, закрыв левый глаз, а вторую – закрыв правый. Наш мозг обрабатывает информацию, полученную с каждого глаза, а затем соединяет оба изображения, превращая его в трехмерное.

Ученые соединили две картины из двух музеев и получили объемное изображение.

Леонардо да Винчи
По одной из версий на картине Леонардо да Винчи мог изобразить себя

Тайна личности

Таким образом, еще одна загадка произведения Леонардо да Винчи, возможно, была раскрыта. Но нераскрытых тайн у картины осталось еще много. Главная из них – кто именно изображен на холсте. Предположений на этот счет выдвигалось много.

Самая главная версия основана на описаниях современника Леонардо да Винчи по имени Джорджо Вазари, который утверждает, что это портрет жены Франческо дель Джокондо. В его биографии есть достаточно подробное описание картины, а также условий, в которых она была написана. Ученых смущает то, что Вазари ссылается на биографа Леонардо, имя которого неизвестно. В свете этого, появилось множество догадок, начиная с тех, которые утверждают, будто на портрете изображена Констанца Д’Авалос по прозвищу «Джоконда» и заканчивая теми, которые настаивают на том, что на картине изображена мать художника или вообще собирательный образ идеальной женщины.

Есть совсем оригинальные теории вроде той, что да Винчи написал собственный автопортрет. И даже компьютерный анализ антропометрических данных будто бы подтвердил эту версию. Или же это портрет ученика да Винчи по имени Салаи, к которому перешла картина после смерти художника.

Чтобы развеять все вопросы и догадки, ученые хотят вскрыть фамильный склеп Франческо дель Джокондо, чтобы найти останки предполагаемой жены – мадонны Лизы, взять анализ ДНК и окончательно подтвердить или опровергнуть главную из версий о личности, изображенной на полотне.

Джоконда
Улыбка Джоконды является одной из главных загадок

Загадка в улыбке

Еще одна загадка связана с улыбкой натурщицы, над которой было сломано немало копий в самых жарких спорах. Долгое время задавались вопросы, почему мастер не стал выписывать брови и ресницы мадонны Лизы. Кроме этого, внимание ученых привлекли темные пятна в уголках глаз и на подбородке мадонны Лизы. Их наличие попытались объяснить наличием избыточного количества холестерина в организме натурщицы. Но француз Паскаль Котте с помощью изобретенной им мультиспектральной камеры прояснил эти вопросы. Сделав большое количество вариантов снимков картины в различных цветовых гаммах, он выяснил, что раньше и брови и ресницы у мадонны Лизы были, но масло и лак со временем выцвели, а темные пятна объясняются ничем иным, как повреждением лакового слоя.

Также пытливый француз Котте выяснил, что изначально улыбка Джоконды была более выразительной. Многие до сих пор не могут понять, как художнику удалось добиться столь выразительной улыбки. Котте объясняет это применением техники сфумато, при использовании которой да Винчи наносил масло маленькими мазками, которые составляли доли миллиметра, используя почти прозрачную и жидкую по консистенции краску. Скорее всего, при таком подходе необходимо было пользоваться лупой. В свое время художник и реставратор Жан Франк разгадал эту технику и объяснил, как Леонардо мог добиться эффекта прозрачности и многослойности на своих полотнах. Потому улыбка натурщицы получилась такой многозначительной и загадочной.