В Манеже теперь можно увидеть открывшуюся выставку фотохудожника Александра Лапина под названием «Ускользающее время». Самого художника уже нет с нами с 2012-го года, но его творения и исследования теперь может увидеть каждый.
Природа фотографии
Лапин постоянно занимался исследовательской деятельностью и пытался разобраться в природе фотографии. Его интересовало, почему одна фотография может стать выдающимся произведением искусства, а вторая в лучшем случае будет храниться в старом альбоме. Что может породнить фотокарточку из паспорта, фотографию в газете и снимок на выставке? Где проходит грань между обыкновенным щелканьем затвором и настоящим творением?
Два десятка лет фотограф потратил на изучение природы фотографии и издал свою книгу под названием «Фотография как…», став таким образом нашим основоположником отечественной теории фотографирования, какой была американка Сьюзен Зонтаг.
В своих теоретических изысканиях Лапин провел немало времени и на поприще идеалиста достиг даже больше, чем в качестве фотографа. Именно он критиковал расплодившиеся в интернете бездарные фотографии со всей их безвкусицей и безликими образами. В 80-х годах он организовал художественную студию в ДК МГУ, а также провел первую выставку для молодежи. И несмотря на то, что в 1987-м году он был уволен, через несколько лет вернулся, чтобы читать лекции на тему фотожурналистики. Школа Лапина, создана впоследствии им гостеприимно встречала каждого, кто так же, как и ее создатель, стремился к новым открытиям и философским исследованиям.
Поймать момент
Он брал примеры с Анри Картье-Брессона и Андре Кертиша, пытаясь найти лирику там, где ее никто не видел. Порой, это были совсем неприметные или привычные взгляду вещи, на которые попросту никто не обращал внимания, будь то старые стены зданий или солнечные лучи, играющие на разных поверхностях.
Выставка «Ускользающее время» служит скорее вещественной подпиткой его донесению всем зрителям, а также его теорий и открытий. Множество его фотоснимков посвящены жизни в 80-90-х годах, с узнаваемым бытом и атмосферой того времени. Часто можно встретить взаимодействие с природой. Природа создает то, что потом может запечатлеть фотограф. Таким образом, фотограф и природа выступают соавторами произведений.
«Закон слабого сигнала» тоже можно встретить на фотографиях. Его суть состоит в сиюминутном желании сфотографировать что-то здесь и сейчас, что намного лучше, чем долгие размышления по поводу составления удачной композиции.
Больше, чем фотограф
Есть и еще одна мысль, которую выражает выставка Лапина – фотограф должен уметь не только щелкнуть затвором, но и сделать это грамотно и в нужный момент, чтобы фотография вышла действительно удачной. Фотография должна сочетать в себе цельность и уравновешенность. Лапин никогда не приветствовал эксперименты с формой, которые, по его мнению, вносили дисгармонию.
Ничто не показывает так точно суть учений человека, как его труды. В фотографиях Лапина можно увидеть сочетание легкости изложения с потрясающей точностью композиции.
Тем не менее, его снимки, полные лирики, подчинены логике, поэтому они больше воспринимаются на уровне разума. Теория Лапина достаточно сложна для понимания и несет в себе множество противоречий. Поэтому он избегал вести дела с людьми, не имеющими сложного мировоззрения, но взявших в руки его книги.
Александр Лапин является разработчиком и создателем языка фотографии, который с успехом можно использовать без применения заменяющих его западных аналогов. Он похож скорее на поэта, чем на яростного идеолога-просветителя. По его мысли, фотограф должен уметь «парить» во время творчества, и если он не умеет этого делать, он не является фотографом.