Полвека «Мелодии»

Некогда самый известный производитель и монополист в сфере производства грампластинок отмечает свое 50-летие. Именно они подарили нам The Beatles и неофициальную запись The Rolling Stones.

В обход авторского права

Многие думают, что в Советском Союзе почти никто не слышал об авторском праве. Но это заблуждение. Закон об авторском праве был принят в 1925-м году, а в 1973-м СССР согласился в этой теме с Европой, присоединившись ко Всемирной конвенции.

Но это присоединение было не на всех уровнях. А значит, лазейка в законе была, и фирма «Мелодия» легко этим воспользовалась. Благодаря этой ловкости, советские граждане могли увидеть на прилавках многочисленные записи группы «Битлз», которые оказывались в различных сборниках, при этом название группы либо не указывалось, либо изменялось.

В 1987-м году фирма выпустила сборник рок-музыки, который стал значительным событием для любителей этого направления и просто всех тех, кто не был с ним знаком. Элтон Джон, Стиви Уандер, Rolling Stones и Элвис Пресли – эти имена еще ярче заиграли в сердцах и умах наших соотечественников после того, как были собраны в одном сборники с музыкой 50-70-х годов. Очевидно, что лицензии на выпуск этих композиций у «Мелодии» не было, но зато была возможность осуществлять запись и продажу всех хитов зарубежной музыки, вышедших до 1973-го года. Стоила такая пластинка на рубль дороже, чем пластинка с мелодиями советских исполнителей.

Грампластинка "Мелодии"
Старый добрый винил с эмблемой «Мелодии» помнят все любители музыки советских времен

Зарубежный успех

С момента своего появления «Мелодия» уверенно шла по направлению к развитию экспорта пластинок с советскими композициями. Сначала в этом ей помогало объединение «Международная книга». Затем было подписано соглашение с немецкой фирмой «Ариола-Евродиск», после чего был налажен контакт с американской фирмой «Кэпитал». Согласно договору эти две фирмы должны были выпустить 300 миллионов дисков с записями классики за четыре года. Так появилась «Мелодия-Энджел», которая должна была помочь осуществить план. Как результат – «Золотой диск» от американцев как обозначение успешности мероприятия.

Более шести десятков стран сотрудничали с «Мелодией» к 1970-му году. Основным музыкальным направлением, которое принесло «Мелодии» такой успех, была классическая музыка. Особенно стоит выделить «Русские сезоны Игоря Стравинского», за которые фирма была премирована (призом за лучшую историческую запись – в прошлом году).

В 1988-м году вместе с названием фирмы зазвучало имя Пола Маккартни, который хотел, чтобы ситуация, когда советские граждане не могут приобрести записи любимых зарубежных музыкантов, поменялась. В сборник «Снова в СССР» вошли любимые хиты Маккартни в исполнеии Дюка Эллингтона, Эдди Кокрана, Литтла Ричарда и других. Тираж пластинки зашкаливал за отметку в 500 тысяч экземпляров, а коллекционеры готовы были купить пластинку за 200 долларов.

Классическая запись
Классическая музыка принесла успех «Мелодии» и стала самым прибыльным музыкальным направлением

По факту выпуска

В 1981-м году в СССР появился приз, получивший название «Золотой диск» от Всесоюзной фирмы грампластинок. Никаких номинаций при его вручении не было, а сама церемония проходила ежегодно. Эта премия была похожа на «Грэмми», но в ее случае коммерческий успех учитывался меньше всего. Лауреатами «Золотого диска» становились такие известные музыканты, как Андрей Петров, Раймонд Паулс, Алла Пугачева, Людмила Зыкина и многие другие. И конечно Пол Маккартни как единственный представитель зарубежья за свою пластинку «Снова в СССР».

Отечественные деятели рок-музыки на грампластинках «Мелодии» издавались нечасто. До той поры. Пока за рубежом не вышел сборник ленинградский рок-исполнителей, таких как группа «Аквариум», «Странные игры», «Кино» и других. После этого руководству «Мелодии» нужно было срочно выпустить альбом, куда вошли композиции «Аквариума», чтобы показать, что в нашей стране дают ход записи рок-музыки. Интересно, что сама группа была поставлена перед фактом уже после принятия решения о выходе пластинки. После этого у группы начался творческий взлет.

Правда, были случаи, когда музыканты узнавали о пластинках со своими композициями только после того, как продукция оказывалась на прилавках. Согласно «Московскому комсомольцу» подобные вещи произошли с такими группами, как «Бригада С», «Наутилус Помпилиус» и «Кино».