Проект Питера Джексона «Властелин Колец» вошёл в историю по ряду причин: это и первая игровая экранизация детища Джона Толкиена, и одна из наиболее масштабных работ в истории кино. На создание трилогии, а также её рекламу была потрачена невероятная сумма в полмиллиарда долларов. Над фильмами работало более 3000 человек. Это дало абсолютно непревзойдённый результат: 3 миллиарда сборов, 17 статуэток «Оскар» и имя Джексона в анналах киноистории. Трудно представить, что кто-то сможет превзойти восьмилетний труд столь гениального режиссёра. Давайте же рассмотрим, как создавалась данная франшиза.
Долгий путь к началу съёмок
Знакомство Джексона с «Властелином колец» произошло, когда ему было 17 лет. Он увидел мультипликационную работу Ральфа Бакши по мотивам произведения Толкиена и был настолько впечатлен ей, что прочитал трилогию за 12 часов. Уже в эти годы Джексон знал своё призвание, поэтому в его голове зародилась идея о создании картины, однако пока что в финансовом плане это было неосуществимо.
Первые творческие шаги режиссёр делал в родной Новой Зеландии. Там у него появилось несколько предприятий и компания по производству фильмов. С их помощью он снимал довольно успешные и оригинальные картины. В 1995 году, например, был презентован фильм под названием «Страшилы». Несмотря на то, что съемки данного проекта проходили всё в той же Новой Зеландии, финансирование на работу предоставили кинокомпании США. Вскоре голливудским мастерам пришлось признать, что у них появилась достойная конкуренция.
После завершения работы над «Страшилами» Джексон стал подбираться к «Властелину колец» и вместе со своей супругой Фрэнсис Уолш, а также главой «Miramax» Харви Вайнштайном начал вести переговоры с владельцем прав на экранизацию творений Толкиена – Солом Заенцем.
Работа над сценарием велась два года. В ней были задействованы несколько человек: сам Питер, Фрэнсис Уолш, Стивен Синклер и Филиппа Бойенс. В итоге команда разработала два фильма грандиозного масштаба. На съемки обеих частей было выделено 75 миллионов долларов – достаточно внушительная по тем временам сумма. Но когда продюсер Марти Катц отправился в Новую Зеландию для изучения места съемок, оказалось, что возможный минимум должен составлять около 150 миллионов. «Miramax», к сожалению, отказалась предоставить такие большие деньги.
Джексон столкнулся с ужасающими обстоятельствами, месяц он посещал различные студии, презентуя сценарии и 35-минутное видео с уже готовым материалом. Согласилась на эту авантюру «New Line Cinema», а точнее – продюсер Марк Ордески. Однако данная компания предъявила новые условия: если это трилогия, то и фильмов должно быть три. У Джексона и его команды был один выход: начинать писать сценарий к третьей картине.
Материал для всех трёх фильмов был отснят за 438 дней (с 11.10.1999 по 22.12.2000). Для реализации задуманного было задействовано 150 локаций в Мирамаре и Веллингтоне. Новая Зеландия оказалась лучшим местом для съемок подобной картины благодаря уникальным природным пейзажам.
Работа проходила на семи съёмочных площадках одновременно. Это был колоссальный труд, участие в котором принимало множество ассистентов режиссера. Сам Джексон руководил процессом с помощью спутниковой коммуникации (к слову, у него была своя команда специалистов по вопросам этой самой спутниковой связи).
По плану, работа в Новой Зеландии должна была закончиться в 2000 году, и Питер уложился в эти сроки. За этим последовал пост-продакшн в Лондоне, занявший год. В 2001 году мир увидел «Братство кольца» и замер в ожидании последующих частей столь грандиозного проекта.
Сложное испытание для актёров
Как утверждают сами актёры, им приходилось нелегко. По словам Элайджи Вуда, исполнителя роли Фродо, его рабочий день начинался в пять утра. Но даже это время казалось отличным, так как бывали дни, когда съёмочный процесс начинался ещё раньше.
А вот Лив Тайлер, например, никак не могла найти общий язык со своим конём: он постоянно пытался укусить наездницу. В итоге, для съёмок эльфийки верхом задействовали искусственный вариант коня, насаженного на пикап. Благодаря этому отпала необходимость использовать настоящих животных, которые хоть и привыкли к шуму и взрывам, но всё-таки не могли принять чужих людей.
Напряжённая работа давалась нелегко каждому участнику команды. По признаниям Питера, он спал по 4 часа в сутки. Всё усложнялось тем, что для передвижения между съемочными площадками требовались вертолеты, ведь часть процесса происходила в местах, где о дорогах не могло быть и речи. Кстати, однажды Джексон даже разругался с местными властями, так как после незапланированных съёмок батальных сцен в парке Тонгариро потребовались восстановительные работы.
Грим и костюмы
Наибольшие трудности возникали с накладными ступнями хоббитов и гримом, занимающим более часа. При этом Шон Эстин признался, что примерно пятьдесят съемочных дней обошлись без ног хоббитов в кадре – но накладки были обязательной частью процесса.
Для начала ноги нужно было смазать клеем, на него крепились ступни, затем их гримировали. Всё это актерам приходилось терпеть стоя, так как в сидячем положении накладки фиксировались неправильно. Более того, ступни можно было использовать лишь раз, поэтому всего за время съёмок ушло более 1800 накладок. Чуть меньше было потрачено искусственных ушей – 1600 штук.
Ещё один интересный аспект касается колец. Их было создано около 10, и все они попали в кадр в разное время. Наибольшее из них имело вес в 3 килограмма – именно его можно увидеть в эпизоде, когда Фродо выронил кольцо, покатившись вниз по заснеженной горе. По окончанию съёмок Вуд и Серкис получили по экземпляру данного реквизита, и долгое время каждый из них был уверен, что обладает эксклюзивным вариантом.
Костюмы в картине можно назвать настоящим произведением искусства. Особенно это касается эльфийских нарядов. Но наибольших затрат потребовало создание кольчуг. Два мастера сплели за два года более 12 млн. колец и создали 400 металлических и пластиковых (для облегчения веса) защитных костюмов. За время работы над проектом Фродо понадобилось 64 комплекта одежды, Арагорну – 32.
Декорации и новаторские спецэффеткы
Ещё одним вызовом оказалось создание декораций. Их разрабатывали в Веллингтоне, а уже оттуда на машинах и вертолетах доставляли на место съемок, где, в свою очередь, их начинали монтировать и постепенно воздвигать роскошные дома эльфов. С этими жилищами связан ещё один интересный момент: художник настолько проникся психологией эльфов, что все строения создавал вокруг деревьев. Благодаря этому бульдозер не трогал природные элементы, что стало большим плюсом Джексона в глазах защитников окружающей среды.
Стоит отметить, что для своих идей Джексон не видел преград. Когда ему понадобилась местность для съёмок безжизненной равнины Мордора, Чёрных Врат, Чёрной горы, он обратился к новозеландской армии. Только их полигон соответствовал требованиям режиссера. Некоторые актёры сначала отказывались играть свои роли в подобных условиях, поскольку опасались за жизнь, ведь боевые снаряды военных подразделений лежали по всей территории съёмочной площадки.
Одной из самых сложных проблем было соблюдение пропорций. Чтобы показать разницу Гендальфа и хоббитов, понадобилось создание накладных рук, превышающих обычный размер в 2 раза. Они состояли из электромоторов и могли самостоятельно двигаться. Также было создано два варианта дома Бильбо Беггинса: в большом снимали самого Иэна Холма, а в маленьком – Иэна МакКеллена в роли Гендальфа. Все элементы интерьера были скопированы в двух экземплярах так, чтобы большой вариант был в полтора раза крупнее.
Для каждой сцены создавалась раскадровка – это такие анимационные упрощенные ролики, в которых Джексон представлял, что он хочет получить на выходе.
Не менее сложной задачей оказались съёмки сцен борьбы с троллями в подземелье. Здесь на выручку пришли мастера из WETA Digital, которые создали особое виртуальное пространство. Джексон надевал очки и оценивал движения троллей в режиме реального времени. Благодаря этому была достигнута максимальная реалистичность, а также ощущение того, что огромные существа действительно существовали.
В итоге, такой колоссальный труд дал отличный результат. На протяжении 13-ти недель первая часть трилогии находилась в Топ-10 американского проката, схожие результаты показали и другие эпизоды. 870 миллионов долларов – вот показатель международного проката «Братства Кольца», но этот рекорд был побит двумя следующими частями. В общей сложности, «Властелин колец» собрал более 3 миллиардов долларов! И это без учёта прибыли от сувенирной продукции, релиза компьютерных игр и других маркетинговых ходов. Помимо финансового успеха был повторен и рекорд Американской киноакадемии. «Возвращение короля» собрало 11 статуэток «Оскар», сравнявшись с такими знаковыми проектами, как «Бен Гур» и «Титаник». Общее количество наград трилогии превысило сотню.