Как проходили съёмки трилогии «Властелин колец»

Постер Властелин Колец

Проект Питера Джексона «Властелин Колец» вошёл в историю по ряду причин: это и первая игровая экранизация детища Джона Толкиена, и одна из наиболее масштабных работ в истории кино. На создание трилогии, а также её рекламу была потрачена невероятная сумма в полмиллиарда долларов. Над фильмами работало более 3000 человек. Это дало абсолютно непревзойдённый результат: 3 миллиарда сборов, 17 статуэток «Оскар» и имя Джексона в анналах киноистории. Трудно представить, что кто-то сможет превзойти восьмилетний труд столь гениального режиссёра. Давайте же рассмотрим, как создавалась данная франшиза.

Долгий путь к началу съёмок

Знакомство Джексона с «Властелином колец» произошло, когда ему было 17 лет. Он увидел мультипликационную работу Ральфа Бакши по мотивам произведения Толкиена и был настолько впечатлен ей, что прочитал трилогию за 12 часов. Уже в эти годы Джексон знал своё призвание, поэтому в его голове зародилась идея о создании картины, однако пока что в финансовом плане это было неосуществимо.

Властелин Колец Ральфа Бакши
Джексон познакомился с «Властелином колец» после просмотра мультфильма Ральфа Бакши

Первые творческие шаги режиссёр делал в родной Новой Зеландии. Там у него появилось несколько предприятий и компания по производству фильмов. С их помощью он снимал довольно успешные и оригинальные картины. В 1995 году, например, был презентован фильм под названием «Страшилы». Несмотря на то, что съемки данного проекта проходили всё в той же Новой Зеландии,  финансирование на работу предоставили кинокомпании США. Вскоре голливудским мастерам пришлось признать, что у них появилась достойная конкуренция.

После завершения работы над «Страшилами» Джексон стал подбираться к «Властелину колец» и вместе со своей супругой Фрэнсис Уолш, а также главой «Miramax» Харви Вайнштайном начал вести переговоры с владельцем прав на экранизацию творений Толкиена – Солом Заенцем.

Сол Заенц
Сол Заенц — владелец прав на экранизацию произведений Толкиена

Работа над сценарием велась два года. В ней были задействованы несколько человек: сам Питер, Фрэнсис Уолш, Стивен Синклер и Филиппа Бойенс. В итоге команда разработала два фильма грандиозного масштаба. На съемки обеих частей было выделено 75 миллионов долларов – достаточно внушительная по тем временам сумма. Но когда продюсер Марти Катц отправился в Новую Зеландию для изучения места съемок, оказалось, что возможный минимум должен составлять около 150 миллионов. «Miramax», к сожалению, отказалась предоставить такие большие деньги.

Джексон столкнулся с ужасающими обстоятельствами, месяц он посещал различные студии, презентуя сценарии и 35-минутное видео с уже готовым материалом. Согласилась на эту авантюру «New Line Cinema», а точнее – продюсер Марк Ордески. Однако данная компания предъявила новые условия: если это трилогия, то и фильмов должно быть три. У Джексона и его команды был один выход: начинать писать сценарий к третьей картине.

Материал для всех трёх фильмов был отснят за 438 дней (с 11.10.1999 по 22.12.2000). Для реализации задуманного было задействовано 150 локаций в Мирамаре и Веллингтоне. Новая Зеландия оказалась лучшим местом для съемок подобной картины благодаря уникальным природным пейзажам.

Съёмки фильма "Властелин колец"
Новая Зеландия была отличным местом для съёмок из-за своих уникальных пейзажей

Работа проходила на семи съёмочных площадках одновременно. Это был колоссальный труд, участие в котором принимало множество ассистентов режиссера. Сам Джексон руководил процессом с помощью спутниковой коммуникации (к слову, у него была своя команда специалистов по вопросам этой самой спутниковой связи).

По плану, работа в Новой Зеландии должна была закончиться в 2000 году, и Питер уложился в эти сроки. За этим последовал пост-продакшн в Лондоне, занявший год. В 2001 году мир увидел «Братство кольца» и замер в ожидании последующих частей столь грандиозного проекта.

Сложное испытание для актёров

Как утверждают сами актёры, им приходилось нелегко. По словам Элайджи Вуда, исполнителя роли Фродо, его рабочий день начинался в пять утра. Но даже это время казалось отличным, так как бывали дни, когда съёмочный процесс начинался ещё раньше.

Съёмки фильма "Властелин колец"
Элайджа Вуд признаётся, что сниматься ему было не легко

А вот Лив Тайлер, например, никак не могла найти общий язык со своим конём: он постоянно пытался укусить наездницу. В итоге, для съёмок эльфийки верхом задействовали искусственный вариант коня, насаженного на пикап. Благодаря этому отпала необходимость использовать настоящих животных, которые хоть и привыкли к шуму и взрывам, но всё-таки не могли принять чужих людей.

Напряжённая работа давалась нелегко каждому участнику команды. По признаниям Питера, он спал по 4 часа в сутки. Всё усложнялось тем, что для передвижения между съемочными площадками требовались вертолеты, ведь часть процесса происходила в местах, где о дорогах не могло быть и речи. Кстати, однажды Джексон даже разругался с местными властями, так как после незапланированных съёмок батальных сцен в парке Тонгариро потребовались восстановительные работы.

Грим и костюмы

Наибольшие трудности возникали с накладными ступнями хоббитов и гримом, занимающим более часа. При этом Шон Эстин признался, что примерно пятьдесят съемочных дней обошлись без ног хоббитов в кадре – но накладки были обязательной частью процесса.

Для начала ноги нужно было смазать клеем, на него крепились ступни, затем их гримировали. Всё это актерам приходилось терпеть стоя, так как в сидячем положении накладки фиксировались неправильно. Более того, ступни можно было использовать лишь раз, поэтому всего за время съёмок ушло более 1800 накладок. Чуть меньше было потрачено искусственных ушей – 1600 штук.

Ноги хоббитов
За время съёмок было потрачено около 1800 искусственных стоп

Ещё один интересный аспект касается колец. Их было создано около 10, и все они попали в кадр в разное время. Наибольшее из них имело вес в 3 килограмма – именно его можно увидеть в эпизоде, когда Фродо выронил кольцо, покатившись вниз по заснеженной горе. По окончанию съёмок Вуд и Серкис получили по экземпляру данного реквизита, и долгое время каждый из них был уверен, что обладает эксклюзивным вариантом.

Кольцо из "Властелина колец"
После съёмок Вуд и Серкис получили экземпляры подобных колец

Костюмы в картине можно назвать настоящим произведением искусства. Особенно это касается эльфийских нарядов. Но наибольших затрат потребовало создание кольчуг. Два мастера сплели за два года более 12 млн. колец и создали 400 металлических и пластиковых (для облегчения веса) защитных костюмов. За время работы над проектом Фродо понадобилось 64 комплекта одежды, Арагорну – 32.

Съёмки фильма "Властелин колец"
За время съёмок было изготовлено более металлических 400 костюмов

Декорации и новаторские спецэффеткы

Ещё одним вызовом оказалось создание декораций. Их разрабатывали в Веллингтоне, а уже оттуда на машинах и вертолетах доставляли на место съемок, где, в свою очередь, их начинали монтировать и постепенно воздвигать роскошные дома эльфов. С этими жилищами связан ещё один интересный момент: художник настолько проникся психологией эльфов, что все строения создавал вокруг деревьев. Благодаря этому бульдозер не трогал природные элементы, что стало большим плюсом Джексона в глазах защитников окружающей среды.

Съёмки фильма "Властелин колец"
Жилища хоббитов

Стоит отметить, что для своих идей Джексон не видел преград. Когда ему понадобилась местность для съёмок безжизненной равнины Мордора, Чёрных Врат, Чёрной горы, он обратился к новозеландской армии. Только их полигон соответствовал требованиям режиссера. Некоторые актёры сначала отказывались играть свои роли в подобных условиях, поскольку опасались за жизнь, ведь боевые снаряды военных подразделений лежали по всей территории съёмочной площадки.

Одной из самых сложных проблем было соблюдение пропорций. Чтобы показать разницу Гендальфа и хоббитов, понадобилось создание накладных рук, превышающих обычный размер в 2 раза. Они состояли из электромоторов и могли самостоятельно двигаться. Также было создано два варианта дома Бильбо Беггинса: в большом снимали самого Иэна Холма, а в маленьком – Иэна МакКеллена в роли Гендальфа. Все элементы интерьера были скопированы в двух экземплярах так, чтобы большой вариант был в полтора раза крупнее.

Дом Бильбо Беггинса
Так выглядит дом Бильбо Беггинса изнутри

Для каждой сцены создавалась раскадровка – это такие анимационные упрощенные ролики, в которых Джексон представлял, что он хочет получить на выходе.

Не менее сложной задачей оказались съёмки сцен борьбы с троллями в подземелье. Здесь на выручку пришли мастера из WETA Digital, которые создали особое виртуальное пространство. Джексон надевал очки и оценивал движения троллей в режиме реального времени. Благодаря этому была достигнута максимальная реалистичность, а также ощущение того, что огромные существа действительно существовали.

В итоге, такой колоссальный труд дал отличный результат. На протяжении 13-ти недель первая часть трилогии находилась в Топ-10 американского проката, схожие результаты показали и другие эпизоды. 870 миллионов долларов – вот показатель международного проката «Братства Кольца», но этот рекорд был побит двумя следующими частями. В общей сложности, «Властелин колец» собрал более 3 миллиардов долларов! И это без учёта прибыли от сувенирной продукции, релиза компьютерных игр и других маркетинговых ходов. Помимо финансового успеха был повторен и рекорд Американской киноакадемии. «Возвращение короля» собрало 11 статуэток «Оскар», сравнявшись  с такими знаковыми проектами, как «Бен Гур» и «Титаник». Общее количество наград трилогии превысило сотню.