(ФОТО) Обладатель «Золотой пальмовой ветви» за «Криминальное чтиво» режисер Квентин Тарантино (Quentin Tarantino) перед премьерой в Каннах нового своего фильма «Бесславные ублюдки» (Inglourious Basterds) пребывал в таком приподнятом настроении, что даже станцевал с исполнительницей главной женской роли Мелани Лоран (Melanie Laurent) прямо на красной дорожке.
Напомним, что завтра жюри под председательством Изабель Юппер раздаст награды 62-го Каннского фестиваля. Его предварительные итоги подводит газета «Коммерсант».
Премьеры фильмов Элиа Сулеймана, Цай Минляна и Гаспара Ноэ могут скорректировать картину конкурса. Однако общее впечатление от фестиваля уже сформировалось, и вряд ли кому-то удастся его резко изменить. Это фестиваль великих режиссеров в кризисе. Признать это вовсе не означает, как некоторые думают, изничтожать их и бросать в них камнями. Как чернокожий англо-американский журналист, который после премьеры «Антихриста» потребовал от Ларса фон Триера объяснений, что это он такое наснимал и что, собственно, имеет сообщить человечеству. Невротичный датчанин, хоть у него и дрожали руки, сумел тут же поставить наглеца на место. И тот факт, что многие другие критики выставили Триеру «черные шары», не умаляет величия этого человека и его саркастического опыта по исследованию гнусности человеческой природы.
Триер остается одним из немногих свободных радикалов в сегодняшнем кино, не предлагающим ленивой публике утешительных решений под видом надежды и катарсиса. Другие вчерашние bad boys мировой киноиндустрии стали куда более лояльны и политкорректны. В «Разорванных объятиях» Педро Альмодовара нет ни экстрима, ни гнева, ни настоящей страсти — а только тихая грусть стареющего человека. В «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино, хоть это и блестящее зрелище, удивляет выверенная политкорректность: французы тут, жертвуя жизнью, прячут евреев, а одним из главных героев антинацистского заговора становится негр-киномеханик.
На фоне общего разброда и шатаний под занавес фестиваля наконец появился фильм, который вполне может сыграть роль лидера, претендующего на «Золотую пальмовую ветвь». Он называется «Белая лента» и снят австрийцем Михаэлем Ханеке — одним из крупнейших кинохудожников современности. С одной стороны, эта картина отвечает генеральной линии фестиваля: она бескомпромиссна, жестока и безнадежна. С другой — в ней нет триеровской истерики и нет усталости, которую продемонстрировали другие классики.
Действие разворачивается в протестантской немецкой деревне в 1914 году. Одно за другим происходят странные события, сопровождаемые увечьями и смертями. Ясно, что злоумышленники находятся в ближнем круге нескольких семей, населяющих округу. Среди них — семья пастора, который воспитывает целый выводок детей в строгости, граничащей с садизмом. Именно дети из этой семьи оказываются под подозрением, но это лишь одна из версий, которую нам сообщает рассказчик — молодой школьный учитель, пытающийся проанализировать эту историю спустя много лет.
А может, виновны все — и взрослые, потерянные в жестком эгоистичном мире, и их с рождения фрустрированные потомки. Бог не спасает людей от зависти, злобы, агрессии, а церковь только насаждает лицемерие. Призрак смерти и насилия витает над селением в центре Европы, давно потерявшей невинность и вот-вот готовой взорваться мировой бойней. Михаэль Ханеке, чьи «Видеопленки Бенни», «Забавные игры», «Пианистка» стали сенсациями каннских фестивалей последних двух десятилетий, сделал кино черно-белое, сухое, наполовину рассказанное закадровым голосом, но то, что показано, потрясает глубиной, загадочностью, удивительной игрой исполнителей, включая совсем маленьких детей.
Изабель Юппер обязана Михаэлю Ханеке лучшей ролью в ее карьере, сыгранной в «Пианистке». Будет логично и справедливо, если она и ее команда присудят австрийскому режиссеру «Золотую пальму». Вторым кандидатом может стать Педро Альмодовар, третьим — Жак Одийар с отменно сделанным и актуальным фильмом «Пророк». Как минимум должны наградить за мужскую роль Тахара Рахима из этой картины. Спецприз или приз за режиссуру может получить не теряющий формы ветеран Ален Рене («Дикие травы»). Остаются шансы и у Тарантино, и у Джонни То, но главный вопрос: будет ли награжден или проигнорирован Ларс фон Триер. Быть может, Изабель Юппер решит поощрить за смелость актрису Шарлотту Гензбур, которая терзает острыми предметами промежность, как некогда — ее героиня из «Пианистки»?