История развития мировой рок-музыки

Для многих рок – это не только музыкальное направление, но и целая культура, средство коммуникации молодежи, а также своеобразное зеркало общества. Изначально данная музыка создавалась как способ самовыражения молодых парней. Это был некий бунт, социальный протест, пересмотр и отрицание всевозможных моральных ценностей  мира.

Именно рок породил вечную дилемму родителей и детей, ведь в глазах старшего поколения этот жанр выглядит как обычное детское развлечение, которое иногда может пагубно отражаться на восприятии ребенком мира.  Несмотря на то, что рок существует достаточно давно, на нем продолжает расти и сегодняшнее поколение, поскольку перед ним встают такие же проблемы, как и в начале его пути: отвержение и непонимание.

Как появились первые «наброски» рок-музыки?

Началом рок-музыки следует считать появление такого жанра, как рок-н-ролл, который вобрал в себя черты буги-вуги, блюз, ритм-энд-блюз и кантри музыки.

Сильное влияние на зарождение рок-н-ролла оказали следующие блюзовые исполнители: Мадди Уотерс, Роберт Джонсон и Лидбелли. Само название «рок-н-ролл» происходило из давних песен госпел исполнителей 40-х годов. Это слово обозначало призыв к танцу. Впервые выражение было использовано в песне Роя Брауна «Good Rockin Tonight» в 1947 году. В 1949 году вышла песня «Rock and Roll» легендарного музыканта Уайлда Билла Мура.

Вообще, развитие раннего рок-н-рола неразрывно связано именно с американскими исполнителями, но на сегодняшний день, к сожалению, невозможно установить, какая же пластинка или песня стала первой в подобном жанре. Среди возможных вариантов называют сингл 1950 года «Fat Man» Фэтса Домино. В других версиях встречается записанная в 1951 году «Rocket 88».

Танец рок-н-ролл

Рок-музыка 60-х годов

В 1957-м году гитарист Линк Рей записал композицию «Rumble», в которой впервые можно было проследить эффект фузза (fuzz) на гитаре. Поэтому сегодня принятно считать, что именно от этой песни и начали происходить все «тяжелые» жанры рока, в частности, панк-рок и хэви-метал. Более того, Линк Рей и Дик Дейл положили начало новому жанру инструментального танцевального рок-н-ролла – серфу, который был основан на гавайском звучании гитары, а также имеющий эффект вибрато (vibrato). К первой серф-записи относят песню «Bulldog» группы The Fireballs, а среди ключеых представителей отмечают The Shadows и The Ventures.

Линк Рэй на фотосессии

Несколько лет спустя инструментальный серф начал сдавать свои позиции и уступил первенство вокальному серф-попу. Среди наиболее известных представителей выделяют The Beach Boys и Jan and Dean. Именно влияние звука серф и породило серф-рок, совмещающий уникальное серф-звучание и традиционную музыку.

Появление «тяжелых» жанров

Первой песней, в которой прослеживаются истоки «тяжелой» музыки следует считать сингл «You Really Got Me» (1964) группы The Kinks.

The Kinks - короли тяжелой музыки

Ребята впервые в рок-музыке использовали «тяжелый» гитарный рифф и соло прифуззованной гитары. В первых альбомах группы можно было заметить не только утяжеленный бит-саунд, но и остросоциальные тексты. The Kinks  стали главными основателями субкультуры модов (расцвет которой приходится на середину 1960-х).

Основным идеологом движения модов стал коллектив The Who. Их первые два альбома являлись одними из наиболее «тяжелых» для своего времени, а на сцене они прославились тем, что часто начинали крушить свои гитары. Более того, группа впервые стала использовать нойз и фидбэк в роке. Стоит заметить, что некоторые их тексты считались уж слишком вольными для своего времени. Более поздняя музыка коллектива характеризовалась всего двумя словами  — пауэр-поп.

К идеологам мод-движения также следует отнести The Pretty Things и The Small Faces. Данные группы играли жесткую версию ритм-энд-блюза. Тексты были такими же остросоциальными, как и у ребят из The Who.

Британскими первопроходцами жесткой музыки считаются парни из The Troggs. Группа отличалась от всех остальных британских коллективов тем, что она была наиболее близка к гаражному року, который появился некоторое время спустя.

Гаражный рок: грязные и шумные пластинки снова в деле!

Помимо музыки, которая постоянно крутилась в чартах и на телевидении, в середине шестидесятых начал зарождаться и развиваться некий андерграунд – это были группы, которые репетировали в гаражах и записывали шумные, низкопробные и грязные пластинки. Однако не все представители гаражного рока ориентировались на тяжелую музыку. Наиболее бескомпромиссные из них стали первыми прото-панк-музыкантами. 80% представителей гаражного рока так и не выпустили ни одного альбома.

Британское вторжение стало своеобразным образцом для подражания у американских рокеров. Стали появляться такие группы как The Sonics (которые записывали сумасшедшие рок-н-ролы с саксофоном и утяжеленной гитарой), The Seeds (игравшие более мягкую музыку с использованием органа), а также The Music Machine, The Standells и The Knickerbockers.

Подобное случалось редко, но иногда песни гаражных групп становились настоящими хитами: это произошло с группой Count Five и их песней «Psychotic Reaction» или, например, с The Standells и их детищем «Dirty Water» .

Наиболее уникально отнеслись к подобному стилю Monks – коллектив, оригинальное звучание которого (фидбэк, остросоциальные тексты, хаотическая гитара, безумные аранжировки) не имеет даже близких аналогов среди рока 60-х.

Фото ребят из Monks

Вообще, музыка и имидж гаражных команд очень сильно сказались на последующем развитии стилей панк и прото-рока.

Середина 60-х  — первые инновации в роке

В конце 1965 – 1966-ых в Америке начинает формироваться новый музыкальный жанр – психоделический рок. Основой для его создания стали как гаражные группы со своей странной музыкой, так и представители фолк-рока. Впервые данный термин был применен по отношению к фолковой группе под названием «Holy Modal Rounders». Первой  гаражной психоделической группой (в названии одного из их альбома упоминается термин «psychedelic») стали ребята из The 13th Floor Elevators. Хороший прирост поклонников психоделической культуры стал возможен благодаря хиппи и психоделическим наркотикам, типа ЛСД, марихуаны и мескалина. Характерным для жанра были «мистические» саунд и тексты треков, а также (в некоторых случаях) философия хиппи, которая выражалась в идеях пацифизма и идеалах любви.

Музыкальные идеи психоделического рока позволили Фрэнку Заппу в 1966 году предоставить обществу основы рок-авангарда – экспериментальной музыки с сатирическим и антисоциальным подтекстом.

Не отставала от всей этой компании и британская музыка, которая популяризировала поп-рок. The Kinks, отказавшись от жесткой музыки, пришли к поп-року без психоделии и с сильным влиянием мюзик-холла. Некоторые идеи коллектива The Kinks стали основой для создания и развития многих групп британского вторжения. В 1965 году The Beatles также решили не отставать и начали заниматься совершенствованием своего раннего звучания. Их работы 1965-1966 годов причислялись к ранней психоделии и брит-попу. Они и стали эталонами поп-рок музыки.

Представители субкультуры "Хиппи"

Вторая половина 60-х – популяризация классического рока

Хоть четко разделять музыку 1960-х годов на пласты и нельзя, именно период с 1966 по 1969 годы  принято считать временем наибольшей популяризации  и расцвета «классического рока». Данный термин включил в себя все главные направления музыки 60-х, начиная еще с «британского вторжения». Ну а 1967 год удостоен называться лучшим годом в истории рок-музыки. Именно тогда начали появляться легендарные произведения жанра поп-рока, блюз-рока и психоделии. Более того, одновременно со всем этим развивался и ранний музыкальный андерграунд, истоки которого происходят от гаражного рока.

Музыка конца 1960-х создала тенденцию к ее увеличению в  роли общества: из средства развлечения рок-музыка превратилась в феномен контркультуры. С рок-музыкой неразрывно были связаны движения американских хиппи, а также Молодежная революция в Европе. Кстати, эта музыка была связана и с общественными протестами войны во Вьетнаме. Поэтому смело можно заявлять о том, что рок 1966-69 годов заложил основы для всех последующих достижений музыки в этом жанре.

Рок 70-ых – поколение бунта

Рок-н-ролл (который позже назывался «авангард») соответствовал по времени бунтам, возникшим  в обществе. Сюда можно добавить отличную цитату Алена Дистера из его книги «Английский рок»: «Рок, который вторгся в жизнь общества, действует глубинно. О нем судят по одежде, по его внешним и поверхностным проявлениям, но не замечают, что скрыто за всем этим: под сомнения поставлены практически все традиционные ценности, такие как религия, политика, армия. Возник новый взгляд на взаимоотношения между людьми… Рок – это средство коммуникации. Он, можно сказать, является звуковым фоном целого поколения, приписывающего себя к нему». В начале 70-х на рок-сцене происходит кризис. Музыка перерастает в коммерческую составляющую… Именно это и повлекло за собой удаление от духовных начал рока, который был создан как результат бунта молодого поколения.

Новое поколение, пришедшее на смену шестидесятникам, стало требовать собственное, непохожее на старое самовыражение, которое бы отрицало современное положение вещей.

К середине 70-х возникла потребность воссоздать что-то новое – протестующее и бунтующее против системы. Этим чем-то стали новые жанры 70-х годов, такие как: хард-рок, прогрессив-рок, брит-поп, фолк-поп, поп-рок, глэм-рок.

Рок-музыка 80-х – новые агрессивные поджанры метала

В 1980-х (после спада в 77 году) возрождается хэви-метал, породивший теперь несколько еще более агрессивных поджанров.

В начале 80-х в Британии начинается известная «New Wave Of British Heavy Metal» (сокращенно NWOBHM, переводится как «новая волна  британского хэви-матала»). Хэви-мэтал второй волны базировался на экспериментах AC/DC, Black Sabbath, Judas Priest. Все три группы поддерживали свою активную деятельность на протяжении всех 1980-х годов. Более того, парни из AC/DC смогли создать несколько пластинок, которые на сегодняшний день считаются эталонами жанра, а коллектив Judas Priest сформировал главные принципы NWOBHM`а как в имидже, так и  в музыке (тяжелое, агрессивное звучание двух гитар).

Но самой влиятельной группой NWOBHM считается Iron Maiden, которая усовершенствовала стиль, жесткую гитарную атаку и хэви-металлическое соло до идеала. Музыка группы Iron Maiden была динамичной, громкой и отлично сочеталась с мелодичным вокалом.

Iron Maiden - главный представитель  NWOBHM

Рок 90-ых – расцвет гранжа и инди-рока

До 1991 года гранж развивался как некое андерграундное являние сцены Сиэтла.  Громкий успех альбома гранж-коллектива Nirvana стал поворотным моментом в музыке 1990-х. Именно тогда инди-музыка начала воспроизводиться на американских теле- и радиоэфирах, а лидер группы Курт Кобейн был признан «голосом поколения». Музыка этих парней вобрала в себя основы гранжа – тягучесть, отчаянность, депрессивность, которая построена на загадочных повторяющихся риффах и смеси панк и альтернативного рока. Несмотря на это, музыка Nirvana была более мелодичной, нежели у ее предшественников.

Курт Кобейн - лицо Nirvana

Успех Нирваны «подарил» вдохновение другим гранж-группам. Сюда следует отнести Pearl Jam, Alice in Chains и Soundgarden. Но если музыка Pearl Jam была гранжем, смешанным с панком, то два остальные коллектива играли немного в другой форме – рок с монументальными элементами, на который большое влияние оказал метал.

Развитие альт-рока в 90-е продолжалось не только на основе гранжа и брит-попа, но и за счет развития классических идей 80-х. Вообще, переход многих альтернативных артистов на более крупные лейблы вызывал возмущения и недовольства среди фанатов. Поклонники называли подобную музыку «ненастоящим инди».

Рок-музыка 2000-х – апогей популярности нео-прогрессива

Воссоздание прогрессив-рока началось еще в конце 90-х, но именно в начале 21-го века популярность прогрессива достигла своего апогея и почти достигла уровня середины 70-х годов, когда данный поджанр рок-музыки находился на творческом и коммерческом пике.

Несмотря на то, что британцами из Porcupine Tree, которые считаются главным прогрессив-коллективом, было внесено много феноменального вклад в развитие этого жанра, наибольший вклад в усовершенствование нео-прогрессива сделали ребята из мексикано-американской группы The Mars Volta, появившейся в 2000-е годы. На протяжении нескольких лет коллектив пользовался невероятным коммерческим успехом, что позволило парням продать более 10 миллионов альбомов.

Развитие нео-прогрессива шло сразу в нескольких направлениях: 1) это и молодые группы, участники которых в прошлом играли в менее-известных коллективах (типа The Mars Volta, занявших место распавшихся At the Drive- In). 2) Это группы, которые, в связи с экспериментаторской деятельностью и творческими поисками усложняют свой саунд. В качестве примера подойдет Muse, которые предали альтернативный рок и перешли на сторону нео-прогрессива.

Представители группы  The Mars Volta

Что же будет ждать рок в будущем? Если посмотреть его повторяющуюся историю, то точно можно сказать, что впереди у него новые протесты, буйства, падения и взлеты, эксперименты и миксы разных стилей. Рок не будет стоять на месте: вскоре придут новые коллективы, а вместе с ними новые жанры и движения. И так же будет продолжаться конфликт детей и родителей, которые будут запрещать молодому поколению слушать эту «сатанистскую», «грязную» и безвкусную музыку, а дети будут действовать им назло…

Линк Рэй — Rubmle (1958) (видео)