Крепкая Сандра

Каннский кинофестиваль продолжает радовать добротными фильмами. На очереди рассказ о фильме с социальным содержимым «Два дня, одна ночь», авторами которой являются братья Дарденн, которые уже дважды становились обладателями «Золотой пальмовой ветви». Вполне вероятно, что скоро они могут получить и третью.

Испытание на прочность

Роль Сандры в фильме сыграла Марийон Котийяр, которой, думается, пришлось немало постараться, чтобы достоверно изобразить эмоции на лице своей героини. Сандра только что закончила лечение от депрессии, у нее есть два ребенка и заботливый муж, но зарабатывающий недостаточно для того, чтобы суметь выплатить ипотеку. Она работает на заводе по производству солнечных батарей. И именно с работы приходит в виде звонка главное испытание, которое проверит Сандру на прочность и покажет, какой она человек.

Боссы компании не очень порадовались тому, что Сандра потратила некоторое время на лечение и решили поставить ее и коллег перед выбором – либо увольнение, либо отказ остальных работников от годовой премии размером в тысячу евро. Из шестнадцати работяг четырнадцать не хотят расставаться с деньгами, которые честно заслужили. Однако одной из двух проголосовавших за Сандру была ее подруга, и ей удается убедить директоров в том, что на работников было оказано давление, в результате чего и получился такой расклад. Директор идет навстречу и назначает повторное голосование на понедельник, то есть, через два дня. В этот период времени Сандре нужно встретиться с каждым из коллег и убедить его в том, чтобы сделать выбор в пользу нее.

Дело непростое, и Сандра поначалу опускает руки. Но добрая подруга и любящий муж (Фабрицио Ронджоне) уговаривают ее начать действовать. На кону семейное благополучие, а значит, придется употребить все свои силы.

Братья Дарденн
Братья Дарденн и Марийон Котийяр

Исследователи социальной среды

Братья Дарденны любят исследовать социальную среду на предмет наличия несправедливостей, выхватывать их и освещать со всех сторон. Люди с работы Сандры разные, как по типажу, так и по финансовому положению. Для каждого 1000 евро имеет свой вес.

Ситуация повторяется снова и снова, героиня приходит к дому коллеги, звонит в дверь и встречается с ним лицом к лицу. Или с его родственниками, если коллеги нет дома. Каждый раз собеседники приходят к выводу, что в этой ситуации виноватых нет ни с той, ни с другой стороны. Они являются третьей стороной, стоящей в этой пирамиде выше всех и в фильме находящиеся за кадром. Сандра же имеет право на работу, а каждый из ее коллег имеет право не честно заработанную премию.

В отсутствии главных виновников непростой ситуации братья Дарденны стараются сосредоточить внимание зрителя на горизонтальных отношениях. Только уровень горизонтали каждый раз разный. И проследить его можно по стенам тех домов, в двери которых стучит Сандра. Где-то это бетонная стена, а где-то добротная кирпичная кладка, свойственная частным домам.

Что интересно, внутрь домов героиня не попадает, все разговоры происходят на пороге дома или где-то в другом месте, будь то кафе или футбольное поле. Один из коллег во время встречи с Сандрой пилит на заднем дворе снятое собственноручно напольное покрытие, чтобы продать его и выплатить долги. Сложно ли понять этого человека с его решением, когда годовая премия для него сродни спасению.

Кто-то готов выслушать и понять женщину, кто-то накидывается с упреками в ее адрес по поводу того, что она отбирает то, что честно заработано. Кому-то несложно жертвовать тысячей евро, когда он уже далек от нищеты, а для кого-то намеченная покупка бытовой техники является куда более важным делом, чем выслушивание просьб гостьи. Кто-то просто боится встать с ней в один ряд, но при этом хочет помочь.

Работа Дарденнов – это работа мастеров. Во время просмотра сложно догадаться, какая реакция будет у следующего по очереди человека, хватит ли у самой Сандры сил, чтоб бороться до конца, и главное, как сложится повторное голосование.

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Два дня, одна ночь»

Снова и снова

Несмотря на всю сложность ситуации, Сандра раз за разом идет к новой двери, чтобы произнести одни и те же фразы, лишь иногда переставляя местами акценты в своих словах. Она спокойно и кратко объясняет, что значит для нее эта работа, не вызывает ни у кого жалости и сострадания, и говорит о том, что не могла не прийти.

Недавняя депрессия Сандры – это не просто элемент для оформления картины – это умелый режиссерский ход, который добавляет драматизма. В депрессивном состоянии человек теряет уверенность в себе почти полностью и способен отрицать самого себя и свое существование. Приходя к каждому из коллег, Сандра не только борется за свою работу, она узнает, существует ли в их жизнях и как следствие, существует ли в этом мире.