Каннский фестиваль стартовал с «Мистера Тернера»

На Каннском кинофестивале прошел показ первых картин основного конкурса – драмы «Тимбукту» Абдеррахмана Сиссако, «Мистера Тернера» и «Тусовщицы». Фильмы были восторженно встречены зрителями и задали хороший тон конкурсу

Под овации

Первыми, кто вступил в борьбу за «Золотую пальмовую ветвь», стали фильмы «Тимбукту», в котором речь идет о влиянии радикального исламизма на жизнь в Африке, и «Мистер Тернер», повествующий о последних годах жизни художника Уильяма Тернера. Фильм «Тусовщица» открыл программу «Особый взгляд». Его созданием занималось трио режиссеров, а зал после показа долго не утихал в овациях.

Одним из примечательных событий стал фильм Майка Ли «Мистер Тернер». Режиссер уже успел получить «Пальмовую ветвь» в 1996-м году и режиссерский приз в 1993-м.

Фильм является биографией известного английского художника Джозефа Мэлфорда Уильяма Тернера, который жил в первой половине XIX века. У него был непростой характер и необычная работа над своими картинами, к которым он относился наплевательски. В прямом смысле этого слова. Именно он начал экспериментировать на своих полотнах с цветом и светом.

В фильме роль художника-импрессиониста исполнил Тимоти Сполл, которого многие знают как Питера Петтигрю их серии фильмов о Гарри Поттере. С режиссером Майком Ли он сотрудничает с 1982-го года. В начале фильма он только вернулся из Италии, куда ездил рисовать этюды. Черты и повадки его поведения свойственны человеку с грузным телосложением. Он кряхтит, распускает руки в отношении экономки и тепло приветствует отца.

Кадр из фильма
Мистер Тернер угрюм и своенравен, но это только его внешнее проявление

Скрытая доброта

Мистер Тернер не очень разговорчив и похож на большой хрипящий и бурлящий котел, в котором тихо кипит жизнь и творческий процесс. Он не самая обаятельная и приветливая личность и далеко не лучшая компания для тех, кто не видит в нем приятного собеседника. Но для тех, кто общается с ним, он всегда обходителен, сверкает остроумием и всегда честен. И еще он создает картины, в которых много света и воздуха.

Майк Ли всегда умело пользуется языком костюмного кино и вместе с оператором Диком Поупом создают отсылки к работам Тернера. Непосредственное создание картины в фильме возникает только один раз – на глазах художника паровая баржа тянет старый боевой парусник, а художник фиксирует увиденное на холсте. Так возникает произведение «Последний рейс корабля «Отважный».

Некоторые из современников художника представлены в фильме в издевательской манере. Критик Джон Рескин, специалист в художественном мире ведет себя как идиот. Прерафаэлиты заставляют иронично улыбнуться. А Джон Констебл, пейзажист, появляется для того, чтобы вспомнить о проделке Тернера в Академии художеств, которая стала легендарной.

Картина Тернера
Та самая картина, процесс создания которой показан в фильме

Ключевой момент

Лирика в фильме содержится в небольшом количестве. Самое яркое ее проявление – в сцене музицирования совместно с Эффи Грей, которая в будущем станет женой Рескина. Мистер Тернер негромко поет отрывок из сюжета Вергилия, в поэтической форме предлагая запомнить себя, но забыть о его судьбе. В творчестве художника сюжет Вергилия является одним из главнейших.

Трубы, сменяющие паруса, которые приветствует мистер Тернер, превращают фильм из простого в оригинальный, наполненный смыслом и показывающий, какой является жизнь художника. Эта тема используется уже давно, но не устаревает и всегда имеет успех.