Как снимался культовый фильм-катастрофа «Титаник»

Фото корабля Титаник
Великий и могучий Титаник

Ни дня кого не секрет, что «Титаник» является легендарным фильмом-катастрофой, события которого разворачиваются вокруг романтической истории любви. Вряд ли есть человек, который хотя бы раз, да не смотрел его. Однако, скорее всего, не многие знают, как же снимали фильм «Титаник» и какие интересные события происходили на съемочной площадке. Давайте же разберёмся в этом и погрузимся в съёмочный процесс культовой ленты.

Подготовка к съёмкам и написание сценария

Джеймс Кэмерон - режиссёр фильма "Титаник"
Джеймс Кэмерон — режиссёр фильма «Титаник»

Писать сценарий Кэмерон начал в 1994-м году. В процессе подготовки он ознакомился со всеми тонкостями Титаника до мельчайших подробностей. Это было достаточно легко, поскольку недолгое путешествия корабля известно буквально по минутам. Наконец, в 1995-м режиссёр переговорил с компанией 20th Century Fox и договорился о съёмках короткометражного документального фильма с погружением к обломках махины. При этом, сразу было оговорено, что фильм вполне может стать основой для полнометражной ленты. Таким образом, в сентябре 1995 года Джеймс получил 3 миллиона долларов и отправился к месту катастрофа (В Атлантический океан, 800 километров от острова Ньюфаунленд).

Для погружения к судну режиссёр прибег к услугам русских – арендовал научно-исследовательский корабль «Академик Мстислав Келдыш», потому что на его борту имелись глубоководные батискафы «Мир-1» и «Мир-2», одни из самых эффективных устройств в мире на тот момент. Вместе с профессионалами Джеймс лично совершил 12 длительных погружений к затонувшему кораблю, который лежал на глубине более 3500 метров. Вид Титаника потряс Кэмерона.

После этого был изготовлен макет руин Титаника в масштабе 1/33 – со всеми мельчайшими деталями, вплоть до перил, после этого съемочная группа взяла его с собой на борт «Академика Келдыша». На этом судне, посреди океана, Джеймс вместе с русскими специалистами до мелочей прорабатывал те движения, которые они вынуждены были делать на почти четырёхкилометровой глубине.

Небольшие субмарины со встроенными объективами камер и яркими источниками света находились в руках операторов, которые передвигались вокруг модели Титаника согласно указаниям режиссёра. Потом, на глубине, они в точности повторяли свои действия.

Фото Джеймса Кэмерона на небольшом судне
Джеймс Кэмерон после погружения на несколько сотен метров

Начало работы над полнометражной картиной

После возврата в Америку, Кэмерон показал продюсерам из 20th Century Fox отснятые кадры и заверил их, что готов приступить к работе над полнометражной картиной. К тому моменту уже был завершён анимационный ролик о том, как происходила катастрофа. Главы студии решили запустить проект, и вот, 16 сентября 1996 года, получив 110 миллионов долларов, гениальный режиссёр приступил к съёмке ленты.

На главную роль в первую очередь рассматривался Мэттью Макконахи, однако Кэмерон решил отвергнуть его, поскольку тот был слишком возрастным для роли юнца Джека. Как известно, свою кандидатуру выдвинул даже Том Круз, но его вовсе не рассматривали, потому что он ещё старше Макконахи. В итоге было решено взять Леонардо Ди Каприо, который, по мнению Джеймса, подходил на роль лучше всего. На роль Роуз пробовалась Гвинет Пэлтроу, но в конце концов вместо неё взяли молодую британку Кейт Уинслет.

Джеймс Кэмерон беседует с Кейт и Леонардо
Джеймс Кэмерон беседует с Кейт и Леонардо

Создание макета корабля

Главной задачей съёмочной команды стало изготовление большого макета разрушенного корабля, который был необходим для имитации глубоководных съёмок. Этот макет в 4 раза превышал объемы того, что Кэмерон брал с собой на русское судно. На объективы надевались специальные фильтры, а комнату заполняли дымом, имитирующем толщу воды – в результате обломки корабля в кадре выглядели достаточно реалистично, как будто это настоящие останки Титаника, покоящиеся на дне Атлантического океана.

Интересный факт: большую модель затонувшего Титаника перевернули кверху ногами и укрепили её на потолке, после чего снимали снизу. Зачем это было сделано? Всё просто: так оказалось гораздо легче располагать осветительные приборы и кран для камеры, да и вообще управлять процессом.

Макет корабля Титаник

Однако снять корабль снаружи – это ещё полдела: сценарий требовал также показать интерьеры судна. О том, чтобы снимать их на настоящем Титанике, не могло быть и речи, ведь он давным-давно превратился в груду обломков, да и опускать кинокамеру на такую глубину было бы невозможно – а без неё качество картинки оставляло бы желать лучшего.

В результате в Калифорнии (на студии той же 20th Century Fox) были созданы декорации интерьеров Титаника, которые в точности имитировали полуразрушенные и затопленные водой остатки реального судна. Они создавались в точности по квадратному сантиметру, с невероятной дотошностью имитируя все те измерения, происходящие с вещами после многолетнего пребывания под водой.

Легендарная декорация

Далее настал черёд одной из самых дорогостоящих декорация в истории – корабль внушительных размеров был создан в мельчайших подробностях стоящим у причала в доке ирландского Саутгемптона. Продюсеры решили строить макеты Титаника не в Штатах, а в Мексике – они выбрали удобное место на побережье Розарито, всего в 40 километрах от американской границы. Там и были построены декорации корабля в неповреждённом состоянии, после чего, через несколько месяцев, их частично разобрали и использовали, дабы показать тонущий Титаник.

Декорация корабля Титаник
Декорация корабля Титаник

Эта декорация была огромна: двести тридцать метров  в длину, высотой с девятиэтажный дом, всё это стоило 15 миллионов долларов – здесь были палубы, трубы, всевозможные надстройки и весь правый борт с сотнями иллюминаторов. Впечатление данная конструкция производила не меньше, чем сам Титаник в своё время – даже несмотря на то, что целиком корабль так и не был построен по причине нецелесообразности – реальный Титаник был длиннее ещё на 30 метров.

Кстати, ностак так и не был построен из экономии – его «приделали» с помощью компьютерной графики. В результате это стоило ещё дороже, чем постройка декорации.

Все люди на палубе отплывающего Титаника также были компьютерной графикой. Художники добавляли сотни мелких кусочков, чтобы сделать сцену отплытия легендарного корабля реалистичной и запоминающейся.

Актёры массовки работали над фильмом столько времени, что стали чем-то вроде настоящей семьи. Они прониклись духом ушедшей эпохи настолько, что каждый из них реально начал ощущать себя матросом, кочегаром или ирландским рабочим из третьего класса. По воспоминаниям некоторых участников съёмок, ощущения было невероятные: Кэмерон действительно смог воссоздать атмосферу начала 20-го века и сумел передать своё видение каждому, кто исполнял какую-либо роль.

Ошеломительный успех «Титаника»

Джеймс Кэмерон на церемонии вручения наград
Джеймс Кэмерон радуется полученному Оскару

В 1998-м году «Титаник» был выдвинут на Оскар в 14(!!!) номинациях, и в итоге получил 11 наград, сравнявшись с классическим «Бен Гуром» 1959 года. Фильм был назван «лучшей мелодрамой в истории». Изумительная музыка Джеймса Хорнера, профессиональная съемка, яркие и рельефные персонажи, великолепная песня Селин Дион – всё это сделало «Титаник» колоссальным творческим и финансовым успехом, который навсегда останется в нашей памяти как одна из лучших картин всех времён и народов.

Съёмочный процесс фильма «Титаник» (фото)

[wonderplugin_gridgallery id=»25″]

Как снимали фильм «Титаник» (видео)