Михаэль Ханеке / Michael Haneke

Михаэль Ханеке / Michael Haneke
Михаэль Ханеке / Michael Haneke

Австрийский режиссер и драматург, обладатель Золотой Пальмовой ветви (2009), Гран-при (2001) и премии за режиссуру (2005) Каннского кинофестиваля.

Михаэль Ханеке родился 23 марта 1942 года в Мюнхене, Германия. С 1967 по 1970 год работал на немецком телевидении. Работал также театральным режиссером в Вене, Берлине, Мюнхене, Штутгарте, Дюссельдорфе, Франкфурте и Гамбурге. Независимый режиссер и сценарист с 1970 года.

Михаэль Ханеке известен своими скандальными и шокирующими фильмами. Первый фильм Ханеке, который принес ему широкую известность это «Забавные игры» (Funny Games). Во время мировой премьеры на Каннском Фестивале 1997 года на билетах были сделаны специальные красные наклейки, предупреждающие публику, что ее ждет что-то страшное. Фильм вызвал следующие отклики в прессе: «Кинематографический шедевр ужаса» (Hollywood Reporter), «Самый шокирующий фильм Европы» (Коммерсантъ), «Смотрите, если отважитесь» (Film Scouls)

Фильм Ханеке «Пианистка» не только вызвал бурню реакцию прессы, но и получил немало наград. На Каннском кинофестивале 2001 года фильм получил сразу три награды — Большой приз жюри, за лучшие женскую и мужскую роли. Героиня фильма, сорокалетняя Эрика (Изабель Юппер) — известная музыкантша, профессор консерватории — спит с престарелой матерью (Анни Жирардо) в одной постели и регулярно посещает порносалоны.

Ханеке привык эпатировать зрителей. Он считает, что шок выводит буржуа из равновесия и снимает защитный барьер, заставляя зрителей воспринять происходящее с максимумом эмоций. Все его фильмы исследуют темную сторону человеческой души, но никогда он не показывал на экране законченного злодея.

В 2009 году Михаэль Ханеке получил главную награду 62-го Каннского кинофестиваля Золотую пальмовую ветвь с фильмом «Белая лента» (Das Weisse Band). В черно-белом псевдодокументальном фильме, созданном кинематографистами Германии, Австрии, Франции и Италии, рассказывается о жителях протестантской деревни на севере Германии в преддверии Первой мировой войны. По словам режиссера, снимая картину, он пытался понять причины возникновения тоталитарного общества, фашизма, фанатизма и международного терроризма.